0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История Адама и Евы

История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Согласно библейской истории, наши прародители жили в Раю 7 лет, соблюдая невинность и чистоту. Все это время змей-искуситель, обитавший на Древе Познания, соблазнял женщину вкусить запретный плод. Та постоянно отказывалась, боясь Всевышнего, который обещал страшную смерть за нарушение Его наказа. Однако хитрый гад пообещал, что никто не умрет, а, наоборот, они с Адамом станут равными Богу, познают тайну Добра и Зла. Не удержавшись от соблазна, Ева съела желанное яблоко, совершив тем самым первородный грех.

Книга Бытия не зря показывает нам искусителя в образе коварного змея. Пресмыкающееся олицетворяло жизненный цикл, перерождение после смерти – главные тезисы язычества. Именно это пресмыкающееся у древних израильтян символизировало идолопоклонничество. А будучи только на пути становления, религия Яхве считала многобожие своим врагом.

Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал?

Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.

Есть еще и в-третьих. Многие святые отцы — от блаженного Августина до святителя Филарета (Дроздова) — повторяли мысль: изгнав человека из рая, Бог закрыл ему доступ к райскому древу жизни, питаясь плодами которого, тот мог бы жить вечно. Этим древом жизни, по толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, была сама возможность созерцать Бога, утраченная с грехопадением. Но и тут Бог заботился о человеке: ведь, приобретя опыт зла и при этом будучи бессмертным, тот делался бы всё хуже и хуже — и так до бесконечности! Отлучив Адама и жену от вечной жизни, Бог положил границы распространению зла, которое вредило в первую очередь самому же человеку. Он вырвал человека из дурной бесконечности «совершенствования» во зле. Эту мысль замечательно выразил российский богослов первой половины XX века Владимир Лосский: «Для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви».

И наконец, даже отпуская от Себя человека, Господь произносит утешительные слова: настанет время, и из рода Адама и Евы произойдет Спаситель, «семя жены», которое поразит змея — то есть диавола — в самую голову (ср. Быт 3:15). А значит, изгнание из рая и смерть — это не навечно.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Лукас Кранах, «Адам и Ева в саду Эдема», 1530

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех.

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Читать еще:  Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний, условия, смысл и порядок обряда, тонкости

Микеланджело. Фреска в Сикстинской капелле

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Изгнание из рая, 1887 Музей Родена, Париж

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Томас Коул. Изгнание из Эдемского сада

Шарль-Жозеф Натуар. 1740

Изгнание из Рая, 1510. Дюрер

Мазаччо. Изгнание из рая.1427

Босх. Изгнание Адама и Евы из Рая

Джеймс Тиссо. Изгнание из рая. 1900 г.

Фра Анжелико. Изгнание из рая

Мариотто Альбертинелли «Изгнание из Рая»

Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой Мастер Бертрам из Миндена Грабовский алтарь» (фрагмент)

Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795)

Гончарова Н.С. Изгнание из рая. 1912-1913 гг.

История Адама и Евы. Сестра Иоанна Рейтлингер


Мозаика кафедрального собора Мадонны Ассунты, Монреаль

Изгнание Фреска Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. XVIII век

Читать еще:  Крещенская вода: свойства и особенности, где набрать и что делать, как использовать и почему не портится

ПРИМЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 3, 7-24.
Текст: протоиерей Серафим Слободской, «Закон Божий»

Читайте также:

Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно от дерева познания добра и зла — под страхом смерти ему было запрещено есть от него.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа

История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

ИСТОРИЯ АДАМА И ЕВЫ — ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ГРЕХОПАДЕНИЯ

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4

СОЗДАНИЕ АДАМА И ЕВЫ

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.
Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Гавриил.

Читать еще:  Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

ДЕТИ АДАМА И ЕВЫ

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.»

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Толкование события

Данное событие, ввиду того, что оно записано намного позже и в описании автор использовал литературные приемы, характерные своему времени, является крайне сложным для правильного истолкования. Попробуем далее выяснить, как в основных христианских конфессиях интерпретируется тема первородного греха.

В православии

Святоотеческое учение о прародительском грехе разнообразно. Не во всех аспектах сходятся мнения Святых Отцов . Но для правильного понимания события надо учитывать временной контекст, мотив написания, кому текст был предназначен и др.

Свт. Кирилл Александрийский, рассуждая на данную тему, задавался вопросом о смысле создания людей, которые все равно согрешат. Вывод был в том, что люди должны «соделаться причастниками славы Зиждителя». Другими словами, если люди не существовали, они бы не могли насладится божественной славой. А смерть после падения была дана для того, чтобы остановить размножение греха, который мешает соприкосновению этой славы.

Свят. Василий Великий писал, что зло не было сотворено Богом, а является отступлением от Него. И искуситель не был Им сотворен злым, но тот отпал от Него.

То, что после грехопадения нагота вызывала стыд, блж. Августин объясняет тем, что в человеке нарушилась иерархия, и тело стало преобладать над душой, что и привело к заострению внимания, в первую очередь, на физические качества.

Если обобщить, то можно сказать так: человек был сотворен свободным и имел право на выбор. Он отступил от Творца, нарушив Его заповедь, и, тем самым, подверг себя злу. Для того, чтобы вернуться в радость божественной славы, он должен праведно прожить жизнь и доказать, что достоин этого. А болезни и смерть не наказание, а средство для прекращения развития греха.

В католицизме

Если сравнивать католическое учение с православным, то расхождения довольно серьезные. Католическое богословие учит, что у людей до грехопадения были особые сверхъестественные качества, а человеческая сущность была та же, что и после изгнания из Рая. Природа людей после греха не претерпела изменений, но потеряла «сверхъестественные дары» и «первозданную святость и праведность».

Также в католицизме поддерживается учение блж. Августина, которое не принимается православием. Это учение о том, что вина Адама и Евы лежит на плечах всех людей.

В протестантизме

В отличие от католиков, протестанты учат, что до грехопадения у человеческой сущности не было сверхъестественных даров, она сама была склонна к святости. Но после изгнания из Рая люди потеряли способность творить добро.

Современные протестанты допускают, что у человеческой души все-таки есть свободная воля к творению добра, но она отражается лишь в «гражданской» праведности, т.е. во внешних добрых делах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector