1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исповедальные ведомости (духовные росписи)

Исповедальные ведомости (духовные росписи)

Исповедальная ведомость, также называемая духовной или исповедной росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживавших на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть и приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов XIX века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.

Государственный документ периода XVIII-начала XX веков, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на 3 основополагающие части:

1) «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей, сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определённые выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2) «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в неё вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трёх лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшихся нетрадиционного вероисповедания).

3) «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к Исповеди.

Когда записывали в исповедную ведомость

Ежегодно перед Пасхой наши православные предки в независимости от сословия должны были приходить в церковь, исповедоваться и причащаться. О чем приходской священник составлял ведомость.

К приходу обычно относилось несколько деревень и починков. Поэтому заполнение исповедной росписи проходило в несколько этапов. Переписывание прошлогоднего списка. Его же необходимо было скорректировать: исключить тех, кто умер, добавить вновь родившихся и добавившихся из других приходов. Поэтому, естественно, составление исповедной росписи занимало не один день.

Исповедные росписи

Генеалогические изыскания проводятся на основании исследований широкого спектра документации. К таким документам относятся переписи населения разных лет, личные документы, писцовые, ландратские книги и другие. В том числе, важную роль играют исповедные росписи или ведомости. Синонимы этого понятия – исповедные ведомости, духовные или великопостные росписи.

Что такое исповедные росписи?

Исповедные росписи – вид отчетной документации, составляемой каждый год в приходах православной церкви. Период, который охватывает написание и регулярное ведение ведомостей – XVIII – начало XX века. Документ представлялся в формате списка семей и всех их членов – прихожан, проживающих в границах прихода. Кроме того, в ведомости включали некоторые данные – сугубо церковного содержания: как часто причащались, когда были на исповеди. Если не было самого факта причащения и исповеди – это тоже указывалось. Если нет – нужно было указать причину.

Читать еще:  Деньги и церковь: камень преткновения духовности и богатства

Почему одно из названий – великопостная роспись? Документ включал всех людей, которые проживали в приходе на период Великого поста или других трех постов. Перепись населения прихода приурачивалась к строгим постам.

Хранили документ в церкви, а дополнительный экземпляр отправляли на сохранение в консисторию – один из органов управления православной церкви. Все ведомости подшивали так, чтобы данные по всем приходам одного духовного правления хранились вместе.

Возникновение исповедных росписей

Впервые история узнала о исповедных росписях в 1697 году. Это первое упоминание, связанное с составлением инструкции для ведения данного документа. Инструкцию принял патриарх Московский Адриан. Причиной появления необходимости подобного учета являлась активная борьба со старообрядчеством. Цель – выявить раскольников. Именно поэтому записи должны были быть подробными, регулярными, составленными по четкой схеме.

Развивалась практика составления росписей, основываясь на таких событиях:

  • После старейшей инструкции 1697 года описи не велись – план не удалось реализовать.
  • Новая инициатива – указ правителя Петра I, изданный в 1716 году. Документ назывался «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». Было установлено, что священник прихода обязан был подавать списки тех, кто не ходит на исповедь. Снова около 2 лет указание не выполнялось – только в 1718 году постепенно начали делать записи.
  • В марте 1722 года был принят новый указ. Он обязывал прихожан конкретного прихода непременно исповедоваться и причащаться регулярно. Также установили минимальный возраст, до которого можно было не исповедоваться и не причащаться – до 7 лет. Если лицо, которое проживало в своем приходе, но отсутствовало в нем больше года, требовалось выполнять обязательные религиозные обряды у другого священника в ином приходе. Этот факт по месту жительства нужно было подтвердить справкой.
  • В июле того же года Синодский и Сенатский приказы еще одним указом обязали составлять исповедные росписи.
  • В 1737 году, при Анне Иоановне, была установлена единая форма для заполнения документов – она не менялась почти до самого конца практики ведения росписей.

Содержание исповедных росписей

Исповедные росписи составляли для ведения учета населения и борьбы с раскольничеством. В виде посемейных списков были представлены все прихожане прихода – в перечень могли не вносить детей до 1 года возрастом.

Согласно древнейшей инструкции, в документе было три списка. Один фиксировал тех, кто пришел на исповедь, второй – тех, кто не пришел исповедаться, третий – перечень раскольников. В таком формате исповедные росписи не были составлены, а окончательный формат ведения записей узаконен указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году.

Несмотря на существование единого стандарта, были некоторые отличия в составлении документа. Причин тому несколько: где именно расположен приход, год ведения записи, человеческий фактор, имелся ли свой священник в приходе, который и вел учет (бывало, что один священник работал в нескольких приходах).

Как ситуация складывалась обычно? Брали уже составленные в прошлом году росписи, проверяли, переписывали по-новому, если изменений не было, или вносили новое, если что-то поменялось. Часто это приводило к ошибкам . Здесь опять же играет роль добросовестность переписчика, его внимательность, опыт.

Структура документа простая:

  1. Вступительная часть – название документа, локализация (какая епархия, какое духовное правление, административная единица, название храма), имя лица, которое вело записи (священника).
  2. Непосредственно сами списки. Туда отностяся количество дворов, лиц мужского и женского пола, их возраст, действия в храме (кто был на исповеди, когда, когда причащались). Отдельный столбик – те, кто не был на исповеди. Отдельная колонка – для общего списка прихожан прихода.
  3. Табель – вторая таблица, которая начиналась после первой. Это итоговые записи о числе дворов, численности душ, социальных группах, соотношении полов в приходе, роде деятельности прихожан.
  4. Заключительная часть включала: подтверждение верности данных, заверение в том, что все указано без укрывательства. Стандарт – указать, что при выявлении лжи, составитель обязуется оплатить штраф, как наказание за недобросовестную работу. Документ подтверждался подписями. Завершали роспись списком раскольников, если таковые были.
Читать еще:  Можно ли поминать раньше даты смерти: мнение церкви

Ежегодно ответственное лицо должно было сверить данные прошлогодней переписи и новыми данными. Обходили все дворы – пересчитывали, указывали число и имена рожденных, кто вышел замуж, отмечали умерших.

Как уже упоминалось, указывали сословную принадлежность. В таблицах указывали такие виды социальных слоев: крепостные (до 1861 года, когда было отменено крепостное право), духовенство, статские и военные, крестьяне, горожане, мещане, купцы, цеховые ремесленники.

В списке все дворы и дома нумеровали и представителей семьи записывали в алфавитном порядке. Главным была точность в записи всех членов семьи – супруги (глава и его жена), дети и внуки, бабушки и дедушки. Нумеровали отдельно женщин и мужчин, указывали статус вдовца или вдовы.

Кем составлялись исповедные росписи?

Главное лицо, которое несло ответственность за ведение исповедных росписей – священник, работавший в приходе. Но не только на церковных служителей возложили эту задачу. Некоторые местные светские начальники должны были заниматься отдельными моментами учета. Например, отдельным приказом начальника ведомства (любого) могли обязать проследить – все ли его подчиненные были на исповеди.

Таким образом, церковный учет был не сугубо церковным – контролем занимались и светские чины.

Где найти исповедные росписи?

Во времена, когда исповедные росписи были составлены, они составлялись в двух экземплярах . Один для местного хранения в церкви, другой для отправления на подшивку в консисторию. Основная часть исповедных росписей хранится в региональных архивах. На сегодняшний день они также находятся в Российском государственном историческом архиве в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Когда и почему их перестали составлять?

Исповедные росписи существовали на протяжении немногим более двух столетий. Конец истории ведения ведомостей положила смена власти. В 1917 году официально отменено ведение росписей. Сами эти записи были признаны недостоверными, их историческая ценность не признавалась. При этом, некоторые приходы несколько лет еще вели записи.

В мае 1927 года, согласно постановлению, все росписи, составленные с 1865 года и позже, приказано было уничтожить.

Для составления родословной, поиска данных о родственниках, исповедные росписи – отличный источник информации. В ведомостях содержится информация о социальном положении, роде деятельности, месте жительства, составе семьи. В некотором смысле, такой учет также ценен, как и метрические книги.

О других наиболее популярных средствах по поиску информации о предках можно почитать в следующих статьях

Если хотите найти информацию о своих предках , узнать родословную, оставьте заявку у меня на сайте и я постараюсь Вам помочь

Если интересно, можете посмотреть информацию о моих исследованиях родословной на сайте, посвященном истории моей семьи.

Как работать с исповедными росписями?

  1. Вести поиск по исповедным росписям при их хорошей сохранности часто проще, чем по ревизским сказкам. Они обычно имеют меньший объем и более понятную систему хранения, что позволяет найти нужную информацию гораздо быстрее.
  2. В первую очередь нужно выявить самую позднюю исповедную ведомость, сохранившуюся по нужному вам приходу (обычно это исповедные 1860-х годов).
  3. Изучить исповедную ведомость, найти нужный населенный пункт и в нем — искомую семью. Подавляющее большинство крестьян записано в исповедных ведомостях без фамилии, поэтому надо понимать, кого именно мы ищем. Например, если из метрических книг мы знаем, что предка звали Савва Гаврилович Воробьев, то искать надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Следует иметь в виду, что отставные солдаты, их жены и дети (а также жены и дети отданных в рекруты) будут записаны в исповедной ведомости в разделе «Военные и их домашние».
  5. Если в исповедной росписи изучаемого прихода нет нужного населенного пункта, необходимо проверить соседние церкви (в некоторых случаях крестьяне ходили в церковь, которая была ближе и куда было удобнее ходить, и записывались там в метрических книгах, при этом по приходскому делению официально могли относиться к другой церкви).
  6. В случае положительного результата нужно проверять более ранние исповедные ведомости с шагом 5-10 лет.
  7. Если изучаемая семья пропадает из исповедных росписей, это означает, что в тот момент их могли переселить в другой населенный пункт. Информацию о переселении можно найти в ревизских сказках по интересующему населенному пункту, если они сохранились. Если же нет, возможно, придется изучать исповедные по всему уезду.
  8. Исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п.
Читать еще:  10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

Для родословной

Таким образом, установить состав семьи и возраст ваших предков из исповедной росписи очень легко. Поскольку этот документ является официальным, то можно всецело полагаться на его достоверность, чтобы составить свою родословную.

Исповедные росписи хранятся в областных (региональных) архивах по месту их составления. В некоторых случаях исповедные ведомости можно найти в районных архивах, там же где и метрические книги. Например, такая ситуация в Краснодарском крае.

Для получения достоверной информации из исповедной росписи необходимо знать временной период и церковных приход, к которому относился населенный пункт.

Исповедная роспись

  • Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.

Ри́мский мисса́л, или просто мисса́л (лат. Missale) — в Римско-католической церкви богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п. Аналогичная по функции богослужебная книга для оффиция именуется бревиарием.

Отношения декабристов с церковью формировались на фоне особенностей политической и духовной жизни России рубежа XVIII—XIX вв. В их среде были и верующие различных конфессий, и деисты, и материалисты. Вся их сознательная жизнь в той или иной мере проходила в соприкосновении с действовавшими церковными институтами и священнослужителями. Участники декабристского движения — по рождению и по воспитанию — были христианами, но их идеи тираноборчества и планы цареубийства вступали в противоречие с освященной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector