0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение слова; индульгенция

Значение слова «индульгенция»

ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ, -и, ж. Грамота об отпущении грехов у католиков, выдаваемая обычно за высокую плату церковью от имени папы римского.

[От лат. indulgentia — снисходительность, милость]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в долгу, «терпеть, позволять») — в католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. indulgentia — прощение] (истор., церк.). В католической церкви — папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

индульге́нция

1. религ. в католической церкви — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди

2. истор. документ, свидетельство об отпущении греха

3. перен. прощение за какие-либо неблаговидные деяния, совершённые ранее или которые могут быть совершены в будущем ◆ Но оснований для выводов, сделанных частью комментаторов (о том, что в послании содержится индульгенция правительству Касьянова до президентских выборов), на мой взгляд, нет. Любовь Шарий, «Послание президента и „политический импульс“», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Читать еще:  Мощи Спиридона Тримифунтского: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и чем помогает

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: изъездить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Богословское обоснование

В католическом катехизисе указано, что индульгенция является отпущением временной кары за грехи, при условии, что вина за них уже заглажена. При этом отмечалось, что получить отпускную грамоту может только христианин, который получил определенное расположение Церкви, которая имеет власть распределять и наделять дарами Христа.

Стоит отметить, что Католическая Церковь считала последствием греха:

  • вечное наказание — если человек не принял Христа как своего Спасителя, то он был обречен на вечные мучения в геенне огненной;
  • временное наказание — ухудшение духовного состояния человека при жизни, как результат греховной жизни и усиление предрасположенности к греховному.

Индульгенция — свидетельство того, что человек освобожден именно от временного наказания, таким образом это не было «приобретением Спасения за деньги» как считают многие. При этом приобрести бумагу можно было только при обязательном выполнении ряда условий:

  1. Исповедь греха.
  2. Участие в евхаристии (причастие).
  3. Молитва в интенциях Папы.
  4. Совершение дел милосердия как свидетельство веры.
  5. Отсутствие греховной привязанности.

Таким образом, отпущение нельзя было просто купить, требовалось совершить ряд действия и освободиться от греха, доказав это делами веры и милосердия.

Кара за грех

В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.

К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.

Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.

Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.

Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.

Краткая история индульгенции

Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери

Читать еще:  Грех лихоимства и мздоимства в православии: что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).

Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.

Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV–XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.

Читать еще:  Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.

Индульгенции в период Реформации

Все вышеуказанные моменты повлекли за собой протесты, так как такое отношение к вере и греху вызывало критику со стороны «просвещенных умов». Именно с этого начинается Реформация, которая коснулась преимущественно духовной сферы и католической церкви. Инициатором данного рода изменений стал богослов Мартин Лютер.

Исторически зафиксировано и то, что в 1567 году Папа Римский Пий V, в миру носящий имя – Антонио Микеле Гизлиери, полностью запретил любого рода наличные расчеты за предоставление индульгенции. Отметим, что именно при этом Папе расходы на содержание духовенства значительно сократились.
«Прощение» может быть полным или частичным. В первом случае обязательно выполняют следующее:

  1. Признаются перед Богом в совершении грехов, то есть исповедуются. Грехи отпускает священник только по окончании исповеди.
  2. Совершают причащение, которое считается одним из великих Таинств церкви. Посредством причащения верующий в некоторой степени «соединяется» с Богом. При данном церковном обряде освещается хлеб и вино, которые символизируют Тело и Кровь Всевышнего, и подаются причащающемуся.
  3. Чтение молитв в интенции Папы.

Также, в Средневековье практиковалось предоставление индульгенции умершим. В данном случае прощение за грехи предоставлялось тем, кто находился в Чистилище. И такая индульгенция освобождала душу умершего от мук на некоторое время. Такой вид индульгенции был введен во времена Папы Каллиста III. Причем в получении индульгенции участвовали родственники умершего.

Предоставление индульгенции практикуется и в наши дни. Но сегодня к этому относятся значительно серьезней. Получить сегодня «прощение грехов» можно только за совершение богоугодных дел. Например, это посещение святых мест, чтение определенной молитвы, прохождение крестного пути, прочие поступки. А вот порядок предоставления индульгенции регламентируется в документе, который был создан в 1968 г. и дополнен в 1999 г., под названием «Руководство по индульгенциям».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector