0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила хранения православных икон

На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома. Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче. Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.

Из всего перечня правил можно выделить основные:

  1. По возможности образа лучше держать в специальных киотах из стекла, которые будут защищать изображение от негативных внешних факторов.
  2. Если икона написана на деревянной основе, то ее нельзя хранить в помещениях, где есть древесный жук-точильщик.
  3. Не стоит вешать или ставить образ возле источника тепла (батарея, печь), поскольку от высокой температуры древесина пересохнет и деформируется.
  4. Следует избегать сквозняков и попадания прямого солнечного света непосредственно на изображение.
  5. Пыль и незначительные загрязнения нужно не вытирать тряпкой, а аккуратно стряхивать специальной кистью.
  6. Хранить иконы нужно в помещении с оптимальными параметрами воздуха (температура 18-22 градуса, влажность 50-65 %).
  7. Не стоит вытирать или намазывать поверхность образа какими-либо веществами или составами (в том числе и освященными), так как они могут вступить в химическую реакцию с красками и испортить изображение.
  8. При наличии большого подсвечника с множеством свечей икону следует разместить как можно дальше от огня.
  9. Если планируется отдавать образ на реставрацию, то лучше всего уложить его горизонтально изображением вверх и исключить механический контакт (например, положить в коробку).
  10. Любые реставрационные работы должны проводиться только профессионально обученными специалистами, имеющими документальное подтверждение своего образования.

Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.

Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных, условия для домашнего использования и в храмах

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ИКОН,
написанных на деревянной основе.

Красочный слой и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17+20, влажность 45%-55%.

1.Икону лучше держать В КИОТЕ, так как постоянные изменения температуры и влажности (жирная копоть, например, на кухне; в храме — повышенная влажность от дыхания людей и копоть) вскоре приведут к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски.

2.Не хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 1-2 года может превратить доску иконы в труху.

3.Не ставить икону около теплой стены, батареи или печки. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание.

4.Не ставить икону возле настольной лампы.

5.Недопустимо долговременное попадание прямых солнечных лучей.

6.Не ставить икону на окно и не вешать под форточкой. Сквозняки и холод приведут к разрушению иконы.

7.Не допускать резкой перемены температуры и влажности при проветривании помещения.

8.НЕ ПРОТИРАТЬ ИКОНУ ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только сухой беличьей кистью, очень мягкой, если красочный слой не осыпается.

9.Не протирать икону НИКАКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ (и освященными в том числе), они проникают в грунт и краску, и укрепить икону будет невозможно. Ничем не мойте икону.

10.Не пытайтесь «обновить» икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые!

11.Помните, что любое вмешательство людей, не имеющих специального реставрационного образования, вызовет через некоторое время новые разрушения или приведет к полной гибели иконы! Некоторые художники, иконописцы, архитекторы и многие другие берутся за «реставрацию» по невежеству и непростительному легкомыслию, не думая о последствиях.

В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходиться проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Читать еще:  Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи) не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки. Главное определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской, или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать. Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению. Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы. Ведь, чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска. Если Вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ). По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой. Если в Вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия — хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Окислившийся оклад Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Читать еще:  Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки — узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой
Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире. Если икона попала к Вам недавно, или Вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия. В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия
Жуки, из года в года поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежании заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку. Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности. И уж конечно не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И, наконец, если Вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, Вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и Вашими трудами.

Интернет-издание «Татьянин день»

Да, я живу на Камчатке. Но иногда я и мои друзья бываем в Москве. Поэтому буду весьма благодарен если Вы поможете мне. Я могу списаться с Вашими друзьями по e-mail.

Особенности размещения

Как правило, в помещении оборудуют отдельный угол под наиболее значимые иконы. Они должны быть установлены в стоячем положении. Размещать иконостас следует на специальной полочке в восточной части помещения. Лучше всего установить ее около входной двери – это будет способствовать привлечению положительной энергии. Также подойдет расположение непосредственно напротив входа.

Уголок с образами должен всегда находиться в чистоте. Для этого нужно регулярно проводить уборку, стирать с образов пыль. Естественно, для обеспечения возможности частой уборки саму полочку с образами следует изначально расположить в зоне досягаемости. Пространство возле икон должно быть расчищено – не следует располагать их рядом со светскими предметами, например, картинами или календарями.

Расположение в доме

Лучше всего расположить иконостас в достаточно просторной комнате. Хорошо, если она будет находиться в юго-восточной части здания. Согласно традиции, юго-восточный угол считается самым благоприятным для установки святых образов. Оборудуйте отдельный угол специально под иконостас. Иконы не желательно ставить вблизи фотографий и предметов техники.

Помимо основного иконостаса, можно в разных уголках дома повесить отдельные иконы. Например, часто иконы вешают на стену над кроватью в спальне, а также над детской кроваткой. На кухне также принято вешать образа святых, которым молятся перед совершением трапезы. Иконы святых покровителей можно повесить в каждой комнате. Единственное исключение, где святые образа ставить точно не следует, – это санузел.

Как правильно поставить в квартире

Для расположения святых образов в квартире существуют все те же правила, что и для их размещения в частном доме. Выбирайте место как можно ближе к восточной части. Устанавливать иконы принято на полочку, в отдельном просторном уголке. Уберите из этого уголка все мешающие предметы.

Иконостас не следует ставить около бытовой техники, а также картин и различных плакатов. Само место необходимо держать в чистоте и чистить от пыли.

Сами изображения при этом располагайте отдельно друг от друга и на определенном расстоянии – неправильным считается установка их вплотную и друг на друга.

Основные виды порчи иконы и их причины

Среди множества причин вызывающих порчу икон можно выделить две большие группы: экстремальные и механические. К первым относятся пожары, потопы, повреждения в результате попадания масла с ладанки или парафина от свечи. Кроме этого, деформация и потеря качества церковных экспонатов может, происходить вследствие медленных, но серьезных поражения из-за времени.

Читать еще:  Прозорливость: что значит и что это такое, значение и упоминание в Библии

Изогнутость доски на основе или рамах иконы является следствием неправильного изготовления или хранения изделия. Среди самых опасных факторов специалисты выделяют прямые солнечные лучи, высокие температуры в помещении. По аналогичным причинам может произойти расслоение доски. Глубокие трещины становятся следствием сильных ударов или неумелой реставрации рамки иконы.

Рис 4 Иконы теряют свои эстетические качества в результате высоких перепадов температур, повышенной влажности или длительного воздействия прямых солнечных лучей.

Отслоение левкаса (слоя мела под краской) случается от быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков. Изображение может потрескаться или отойти от основы из-за попадания солнечного света или после протираний влажной тряпкой. Потерять яркость красок икона может из-за большого скопления пыли или после постоянного воздействия влаги, солнечного света.

Для того чтобы избежать потери качества церковных изделий эксперты по иконам рекомендуют по возможности хранить старинные экземпляры в киотах. При этом важно помнить, что уважение к изображениям Святых, забота и почитание религиозных святынь – это главные правила для правильного хранения. Ведь иконы – это не просто декоративные изделия, для православного человека они имеют особую историческую, духовную и религиозную ценность.

И два главных совета:

  • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
  • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.

У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ИКОН, НАПИСАННЫХ НА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЕ.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ИКОН, НАПИСАННЫХ НА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЕ.

В действующих храмах и в домашних условиях.

Красочный слой и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры и влажности. Допустимые условия для хранения икон:

температура +17+22, влажность 45%-65%. Суточные перепады не более 10% по каждому показателю. Поэтому:

1. Икону лучше держать в киоте, так как постоянные изменения температуры и влажности вскоре приведут к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски. К тому же, жирная копоть, например, на кухне; а в храме — в праздники особо повышенная влажность от дыхания людей и копоть от множества свечей, губная помада и старания уборщиц дополнительно способствуют разрушению икон.

2. Не храните икону в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 2-3 года может превратить доску иконы в труху, избавиться от такого заражения очень сложно.

3. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, возле настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает усадку досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.

4. Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей.

5. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Сквозняки и приведут к разрушению краски и грунта иконы.

6. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, т.е. не открывать все окна или форточки. Не открывайте окно, если с этой стороны сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности.

7. Не протирайте икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Постепенно вы уничтожите изображение. Снимать (стряхивать)пыль можно по необходимости (не часто, но регулярно) только сухой очень мягкой толстой кистью (беличьей) или бархоткой (что хуже), и только если красочный слой не разрушается.

8. Ничем не мойте икону. Не пытайтесь «обновить» икону лаками, красками, маслами и прочим. Не протирайте икону никакими веществами (и освященными в том числе), они проникают в грунт и краску, разрушая икону. Реставрировать её будет очень трудно или совсем невозможно.

9. Сохранить икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив её поверхность от любых прикосновений (напр., в шкафу или коробке).

10. Любое вмешательство людей, не имеющих специального именно реставрационного образования, вызовет через некоторое время новые разрушения или приведет к полной гибели иконы! Некоторые художники (иконописцы, архитекторы и т.п.) и многие другие берутся за «подновление» икон по корысти, невежеству и непростительному легкомыслию, не думая о последствиях.

11. Всегда спрашивайте у реставратора аттестационную книжку или диплом, по возможности наводите справки по месту учебы или работы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector