0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гонения на Русскую Православную Церковь в 1917 году и в годы Гражданской войны

Гонения на Русскую Православную Церковь в 1917 году и в годы Гражданской войны

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Как и зачем большевики громили церковь

Ни одна религия не преследовалась ленинцами с таким ожесточением, как русское православие

Христианство – антагонист коммунизма

По социалистическому учению, религия в царстве победившего пролетариата подлежала искоренению. В первые дни после Октябрьского переворота большевики издали декрет об отделении церкви от государства. Формально это означало, что государство впредь не вмешивается в дела религиозных организаций. Но фактически ленинцы сразу перешли к практике репрессий против церковнослужителей, имевшей целью полное исчезновение православия в России.

Никакая другая религия не преследовалась в Советском государстве с таким ожесточением, как православие. Это было связано с тем, что православная церковь рассматривалась коммунистами как главный конкурент в борьбе за умы ста пятидесяти миллионов русских людей – преобладающего населения России. Конечно, ни католичество, ни протестантские толки, ни ислам не могли составить марксизму такой конкуренции в России, поэтому отношение советской власти к ним было более терпимым. Хотя репрессии не обошли, в той или иной степени, ни одну из российских конфессий.

Несовместимость свободной церкви с советским строем

В своих антицерковных акциях большевики вдохновлялись примером якобинцев времён французской революции конца 18 века. Однако обстановка двух революций существенно различалась.

Католическая церковь во Франции конца 18 века была независимой от государства организацией, вдобавок с заграничным центром (Ватиканом). Когда дворяне и духовенство лишились своих привилегий, они нашли для своего противодействия революции готовую структуру. И якобинцы объявили войну церкви, прежде всего, чтобы обезвредить врагов республики.

Православная церковь в России начала 20 века была структурой царского государства. После падения монархии она пыталась приспособиться к новым условиям. Был созван первый за двести лет Поместный собор, который в конце 1917 года избрал патриарха (Тихона). Русская Православная Церковь заявила о своём намерении стать независимой общественной организацией, уважать власть и не вмешиваться в политику.

Но большевики не удовольствовались этим заявлением. Они решили нанести по церкви превентивный удар. Любые независимые организации были несовместимы с советской государственностью. Сопротивление Русской Православной Церкви разгрому храмов было пассивным. Церковь не сумела стать идейным оплотом российской контрреволюции. Патриарх Тихон отказался поддержать Белое движение. Отдельные иерархи сотрудничали с Белой армией лишь в частном порядке.

Утрата церковью авторитета

Но было бы неверно сводить гонения на церковь только к преступлениям какой-то кучки большевиков. Они поддерживались довольно значительной частью народа, среди которого церковь задолго до революции утратила авторитет. Утратила потому, что была казённой структурой, служившей начальству и никогда не откликавшейся на нужды простого народа.

Вот что написал по этому поводу вождь Белого движения генерал Антон Деникин:

«Народ поистине христианский терял постепенно свой облик, подпадая под власть утробных, материальных интересов, в которых сам ли научался, его ли научали видеть единственную цель и смысл жизни… Поступавшая в военные ряды молодёжь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно… Мне невольно приходит на память один эпизод… Один из полков 4-й стрелковой дивизии искусно, любовно, с большим старанием построил возле позиций походную церковь. Первые недели революции. Демагог поручик решил, что его рота размещена скверно, а храм это предрассудок. Поставил самовольно в нём роту, а в алтаре вырыл ровик для нужника. Я не удивляюсь, что в полку нашёлся негодяй-офицер, что начальство было терроризовано и молчало. Но почему 2-3 тысячи русских православных людей… равнодушно отнеслись к такому осквернению и поруганию святыни?»

Большевики в тот момент ещё не пришли к власти.

12 мифов о гонениях на Церковь во время революции и сталинского периода.

Составил и опроверг историк и политик, православный верующий Николай Сапелкин .

Миф № 1. Церковь была на стороне монархии.

На самом деле Церковь отвернулась от царя, оставила его без поддержки. Уже 2 марта, когда царя уламывали отречься от престола, в Петрограде собрался Синод Русской православной Церкви. На нем было решено поддержать временный Совет Государственной Думы (до отречения царя было еще более 10 часов). 6 марта по всем православным приходам отправляется телеграмма: впредь царя в молитвах не поминать, а поминать Богом данное Временное правительство.

Миф № 2. Церковь была со своим народом, а народ был с Церковью.

Разногласия между Церковью и народом существовали давно и касались нескольких сторон жизни:

а) из общинной земли крестьян часть земель выделялась на содержание церковных приходов (30-35 десятин). В большинстве случаев крестьяне сами обрабатывали. засеивали, получали урожай и отдавали священнослужителям;

б) священники получали от государства зарплату как преподаватели Закона Божьего;

в) священники получали доход от «Братской кружки» (церковного подаяния);

г) также они занимались бытовой коррупцией при оформлении актов гражданского состояния, при выдаче имени новорожденному и т.д..

Таким образом уровень жизни священников был значительно выше, чем уровень жизни крестьян. При этом они бездельничали с точки зрения крестьян, которые сами трудились в поте лица. Они называли попов кровопийцами. Когда произошла Февральская революция, крестьяне стали просто изгонять священников из приходов, полагая, что это есть собственность общины. Толпы изгнанных священников хлынули в города.

Читать еще:  Обращение к Богу с просьбами: смысл и значение, мнение священников

Миф № 3. Большевики начали репрессии против священников.

Репрессии начались с Февральской революции и были инициированы самим народом. Конфликты чаще всего возникали на почве земельных споров. Был и политический момент. Священниками было принято сообщать в полицию о тех, кто не исповедался. Против таких прихожан полиция начинала расследование: не смутьян ли это, нет ли за ним каких грехов. Таким образом со сменой порядка крестьяне получили возможность сводить счеты со своими обидчиками. Не забыли они и бытовую коррупцию.

Миф № 4. Декрет об отделении Церкви от государства носил антирелигиозный характер.

На самом деле большевики выполнили чаяние Церкви: получить свободу от вмешательства государства в церковные дела. Вера была признана частным делом каждого, Церковь теперь вольна была устраивать свою внутреннюю жизнь так, как считает нужным. Все имущество поместных церквей было передано в их безвозмездное и бессрочное пользование. Однако при всем позитиве данного решения, священники оказались в сложном положении. В первую очередь они лишились гос. зарплаты. И крестьяне прекратили их содержать.

Миф № 5. Во время гражданской войны красноармейцы уничтожали священников.

Это не так. Красноармейцы не получали приказа уничтожать священников и не занимались этим по собственной инициативе. Случаи же гибели священников объяснялись самыми разными причинами смутного времени.

Митрополит Владимир Богоявленский был убит в Киево-Печерской лавре. Этот случай преподносится как вопиющий пример зверства большевиков. На самом деле он был убит грабителями. О том, что митрополит получил большую сумму денег, грабителям сообщили сами монахи. Они были возмущены поведением Богоявленского, который на фоне их бедной жизни роскошествовал. Грабители явились к нему в кабинет и стали избивать, требуя открыть место, где спрятаны деньги. Монахи буквально отворачивались от митрополита, словно не слыша его призывов о помощи. Это был тот самый митрополит, который был автором идеи отвернуться от царя. Так Владимир Богоявленский был убит. А красноармейцы наоборот сделали все возможное, чтобы раскрыть это преступление. Похожих случаев, когда священников объявляли погибшими от рук красноармейцев, а они умирали кто от тифа, кто еще от какой болезни, кто от рук крестьян, в архивах зафиксировано много.

Миф № 6. Придя к власти, большевики стали закрывать храмы.

И этот миф не соответствует истине. С отделением Церкви от государства закрылись домовые храмы при госучреждениях. Остальные храмы были переданы Церкви в бесплатное и бессрочное пользование. Тут и начались сложности. Объекты трудно было содержать. Вся прибыль от церковного подаяния теперь шла на содержание священников. Храмы приходили в запустение, число прихожан сокращалось, и приходы вынуждены были прекращать существование.

Отдельного внимания заслуживает разрушение Храма Христа Спасителя. Дело в том, что ко времени революции Храм перестал быть православным. Его захватили раскольники — так называемые обновленцы. Их предводитель митрополит Александр Введенский жил на широкую ногу, а также любил женщин. Иногда он принимал их прямо в церковном алтаре. Верующие считают, что разрушение оскверненного храма стало актом божественного возмездия.

Миф № 7. Большевики вмешивались в жизнь Церкви.

На самом деле государство пыталось регулировать деятельность Церкви, пыталось соотнести ее влияние с собственной идеологией. Но это регулирование носило крайне слабый характер. Большевикам некогда было заниматься еще и Церковью. Они трудились над выработкой новых форм хозяйствования в стране с разрушенной экономикой, а рецептов построения такой экономики никаких не было. Церковники сами искали защиту в государстве, ибо остались один на один со своими проблемами.

В период 20-30 годов в России действовали несколько православных группировок, которые рьяно воевали друг с другом. Главным противником Московского патриархата во главе с митрополитом Тихоном, а затем Сергием, сторонниками старого консервативного уклада, были обновленцы. Пытаясь восстановить отношения с государством Александр Введенский искал покровительства у Зиновьева. Тот посоветовал сделать в Церкви революцию, такую же как сделала страна. Обновленцы взяли курс на освобождение от предрассудков. Теперь можно было жениться не один раз, подстригать волосы и бороды, монашество объявлялось наследием темного средневековья. Предлагалось вообще реформировать Церковь по протестантскому образцу.

Простой народ глубоко возмущали безобразия, которые творились в Церкви. Особенно их возмутил переход обновленцев на григорианский календарь. Юлианский календарь был выстрадан крестьянством, он полностью соответствовал графику полевых работ. Те приходы, которые остались верны старому календарю, стали пользоваться у крестьян особым расположением. Это были приходы, сохранившие верность Московскому патриархату. Это сыграло свою роль в будущем, когда обновленцы исчезли так же внезапно, как и возникли.

Распри внутри православия были главной проблемой в новой России, а не вмешательство государства.

Миф № 8. Большевики создали свою Красную Церковь и произвели подмену.

Основания для этого мифа таковы. В 1927 году заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал митрополит Сергий. Он стал проводить политику по сближению с государством. Не имея государственного признания, не имея статуса юридического лица, Церковь могла распасться на отдельные радикальные секты. Появляется документ, подготовленный митрополитом Сергием: Декларация о лояльности. В этой Декларации звучала основная мысль, что у нас единое Отечество и единая ответственность. Неслучайно, именно эта церковная группировка живо отреагировала на начало Великой Отечественной войны.

Этот миф бьет как по легитимности Московского патриархата, так и по самому русскому самосознанию. Допускается сама мысль о том, что не Христос, не Господь Бог, не благодать Святого Духа управляет Церковью, а какие-то отдельные политические личности.

Миф № 9. Сергиевская Церковь лишена благодати, ибо пошла на поводу у власти.

Главное содержание деятельности Церкви это не политика, а способствование нравственному совершенствованию своей паствы. Верующие считают, что те архиереи, которые призывали к политической борьбе, отрекались тем самым от Христа. Не дело Церкви вмешиваться в политику, тем более переводить ее на рельсы гражданского противостояния. Сергиевская Церковь как раз вспомнила о своем предназначении: молиться о людях, о мире во всем мире, за то, чтобы зла в мире стало меньше, а благодати больше.

Миф № 10. Органы правосудия репрессировали невинных, за Христа пострадавших.

В период гражданской войны священники попадали под репрессии по разным поводам. В подавляющем большинстве случаев это были поводы, далекие от служения Христу. Священники вступали в сотрудничество то с красными, то с белыми. Было ли это связано со страхом за свою жизнь, или со страхом за жизнь близких, неизвестно. Но в этих перепитиях гражданской войны они иногда гибли, как и другие простые соотечественники. В 30-е годы некоторым священникам предлагалось стать осведомителями. И многие становились ими. Но были и те, кто от сотрудничества со спецслужбами отказывался. И самое интересное здесь то, что они умирали много позже — глубокими старцами. А вот пошедшие на сотрудничество, ставшие провокаторами и предававшие доверившихся им людей, были перемолоты стихией террора.

Миф № 11. Немецкие оккупанты несли русской земле и русскому православию свободу.

Тот, кто придерживается подобного мифа, не может считаться русским человеком.

Немецкие захватчики полагали, что если они объяснят населению, что они пришли освободить их от жидо-большевистского ига, то оно возрадуется. Захватчики открывали храмы, чтобы люди могли молиться за это освобождение. Но священники, прошедшие очищение 20-30 годами, оказались на высоте. Они молились за здоровье своих земляков, что означало пожелание победы над захватчиком. Церкви стали центром духовного сопротивления.

Читать еще:  Земля обетованная: значение и определение, что такое

После освобождения территорий ни один из священнослужителей не был арестован. Поведение их было проанализировано и оценено как патриотический подвиг духовенства в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

А в 1943 году Сталин вызвал к себе трех самых уважаемых иерархов Церкви, среди которых был и митрополит Сергий. Беседа длилась долго, Сталин вышел проводить делегацию до самых парадных дверей здания. Иерархи были потрясены приемом, митрополит Сергий повторял: «Какой он добрый! Какой добрый. » Вскоре состоялись выборы Патриарха (им стал митрополит Сергий), впервые после 1721 года, когда институт патриаршества был упразднен Петром Первым. Большевики еще в 1917 году вернули должность Патриарха, но внутренние разногласия в Церкви не позволяли выбрать ее главу. Сталин способствовал полноценному восстановлению института патриаршества. С сентября 1943 года для русского православия начинается период, названный сталинским ренессансом.

Миф № 12. Все сегодняшние негативные проявления в РПЦ являются наследием сталинского периода.

Все как раз наоборот. После смерти Сталина положение Церкви резко ухудшилось. При Хрущеве начались гонения на Церковь. С 1958 года Хрущев стал не только Первым секретарем ЦК КПСС, но и занял пост Председателя Совета министров СССР, стал единоличным лидером государства. Он стал навязывать свою троцкистскую антихристианскую идеологию. Смеясь, Хрущев говорил, что в 80-м году, в связи с построением коммунизма, он «покажет по телевизору последнего попа».

Храмы стали закрываться. За время сталинского ренессанса было открыто около 12000 тысяч церквей. При Хрущеве более 8000 из них были закрыты. Начались издевательства над священниками и верующими. Такого давления в ХХ веке верующие еще не знали. Верующие его характеризуют как массовое антирелигиозное бесовство.

В сталинский период Церковь стояла на четких консервативных позициях:

а) непринятие экуменизма;

б) непринятие миссионерской деятельности католичества.

Эту систему при Хрущеве стали ломать. Церковников обязали вступить во Всемирный Церковный Совет, участвовать в его службах. Священники стали ездить на Запад — «перенимать опыт».

Государство стало вмешиваться и во внутреннюю жизнь Церкви, способствуя формированию ее кадрового состава. В связи с этим в Церкви наметились новые формы раскола. Более всего это проявилось на Украине в 90-е годы. Но и в России есть приходы, которые не признают верховенство Московского патриархата, не поминают в молитвах Патриарха Кирилла.

Прослушала и законспектировала для себя и для вас я Аху Суисво. Так что в текстовом варианте с этим материалом можно познакомиться только у меня 🙂 Полная версия лекций прилагается.

Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке

Господи, упокой с миром в чертогах Горних Твоих души преставленных рабов Божьих, и всех российских и зарубежных православных священнослужителей, монахов, монахинь, православных христиан и их сродников.
Прости им все прегрешения вольные и невольные.
Даруй Царствие Небесное!
Вечная им память!

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке.
В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей — царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-го летнего свщнмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации — от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.: «. изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»
(Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. – 1 М. — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997 г., стр.143).

«Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а как до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне правильную.
Это не-воз-мож-но. Террористы будут считать нас тряпками. Время архиважное. Надо поощрять энергию и массовидность террора. »
«Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь. »
В.Ленин

Именно Ленин! Вот отрывок из его секретного письма, посланного во время страшного голода 1920 года членам Политбюро, впервые опубликованного лишь в 1990 году: «. Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем, не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет, ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

25 января 1918 года Россию потрясла страшная весть: в Киеве был убит старейший иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Киевский Владимир. Его мученическая смерть была первой среди архиереев Первая волна репрессий (1918-20 гг.) унесла около 90000 жизней. Русская Церковь вступила на свой крестный путь.
Год великого голода в России (1921) памятен и еще одной трагедией — государственной кампанией по изъятию церковных ценностей. В ходе изъятия, по словам Ленина, решено было «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». В Москве, Петрограде, Шуе, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Старой Руссе состоялись судебные процессы с последующими массовыми расстрелами духовенства и других участников сопротивления изъятию ценностей. были арестованы и отправлены в лагеря и ссылки в 1928-1929 гг.: митрополит Иосиф (Петровых), архиепископы Серафим (Самойлович), Варлам (Ряшенцев), епископы Виктор (Островидов), Димитрий (Любимов) и многие другие, кому предстоял мученический подвиг. Вслед за снятием колоколов разрушению подвергались храмы.
Летом 1937 года по распоряжению Сталина был разработан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников.
Ушел из жизни священномученик митрополит Петр (Полянский), проведший в тюрьмах и ссылках 12 лет. Приговор был приведен к исполнению 10 октября 1937 года
Один за одним уходили из жизни иерархи, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием крови за Христа. 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово близ Москвы был расстрелян митрополит Серафим (Чичагов). В последний день страшного 1937 года был расстрелян один из выдающихся исповедников Православия архиепископ Фаддей (Успенский).
3 июля 1937 года Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов ЦК компартии следующую телеграмму: «ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков. с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через Тройки.
ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав Троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».

Читать еще:  Конина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Год «Великой Чистки» и последующий за ним 1938 были самыми страшными для духовенства

— 200000 репрессированных и 100000 казненных.

Был расстрелян каждый второй священнослужитель.

Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины церквей, действующих в 1953 г.
Материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею 20 декабря 1995 г. В эту комиссию входили Главный прокурор России, руководители ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и др. Следовательно, статистические данные, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см. Энциклопедический словарь «Россия», Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с. 86). Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов. В брошюре «Крестный путь Церкви в России» (изд-во «Посев», 1988) говорится о 320000 пострадавших священнослужителях.
В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о «широко разветвленной враждебной советской власти легальной рганизации в 600.000 человек по всему СССР». (Цит. по: Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997, М., 1997, с.248). И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о «церковниках и сектантах», очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600.000, намеченных к скорейшему уничтожению людей, не сектанты, а православные, главным образом, оставшиеся еще в живых священно — и церковнослужители и члены «двадцаток».
Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших, более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимо труднее получить относительно полную картину гонений среди священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.

Коммунистическая советская власть, укрепившаяся в 1918 году в восточных губерниях Беларуси: Могилевской, Смоленской, Витебской и в значительной части Минской, установила свой режим и свои порядки. Малейшее уклонение от советских порядков или подозрение в нелояльности к режиму считалось контрреволюцией и строго каралось: смертью, тюрьмой или долгосрочным заключением в концентрационные лагеря на тяжелые работы, где многие погибали.
К такому судебному процессу был привлечен в 1923 году митрополит белорусский Мельхиседек с несколькими священниками. Суд над ними продолжался пять дней. Во время суда огромные массы верующего народа собирались возле здания суда, свидетельствуя этим свою преданность и любовь к митрополиту. Опасаясь народного бунта, суд оправдал митрополита, освободил его из-под ареста, но власти не оставили его в покое. Где-то во второй половине 1925 года митрополит Мельхиседек был вызван в Москву по какому-то делу и оттуда больше не возвратился в Минск. Там он был арестован, посажен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Красноярск.
После митрополита Мельхиседека Белорусская митрополия осталась без возглавления. Минской епархией управляли викарные епископы: Мозырский Иоанн Пашин, умерший в концлагере в 1927 году; Бобруйский Филарет Раменский, умерший в тюрьме в 1939 году, где отсидел несколько лет; Слуцкий Николай Шеметилло, умерший в тюрьме в 1931 году. Кроме них погибли в тюрьмах и лагерях почти все православные священники и епископы Советской Беларуси.

Психоз Первой мировой войны

Расцерковление российского общества выражалось именно в этом?

Не только. Первой о расцерковлении россиян заговорила сама церковь. Помимо того что люди стали меньше посещать храмы, обострились отношения между миром и клиром. По данным Святейшего Синода, в 1907-1913 годах постоянно росло число жалоб прихожан на священников, случалось, что конфликты заканчивались драками и даже убийствами.

Другое проявление расцерковления — массовый переход паствы некоторых епархий в другие конфессии (старообрядчество, баптизм, различные секты). Отчуждение от официального православия привело к расцвету оккультизма и резкому повышению уровня невротизации российского общества в годы Первой мировой.

Любая война оказывает сильное воздействие на психическое состояние общества. С началом Первой мировой многие психиатры заговорили об эпидемии сумасшествия в России. Точной статистики собрать еще не удалось, но совершенно точно могу сказать, что умопомешательство в те годы было массовым. Помимо этого, существуют достоверные данные о росте в 1914-1915 годах смертности среди душевнобольных, как правило, связанной с самоубийствами.

После «великого отступления» русской армии в 1915 году общество постепенно осознало, что война может затянуться надолго и завершиться не так успешно, как многим казалось в августе 1914-го. Расцвел мистицизм, о чем я уже говорил. Особую популярность приобрели нумерология и гадание на картах, достигшие такого размаха, что в некоторых губерниях власти их официально запрещали.

Очень «действенная» мера.

Что вы хотите, для любой российской власти запрет всегда считался самым легким способом решения проблемы. В обществе наблюдался всплеск преступности и нетерпимости. Причем атмосферу всеобщей германофобии и повальной шпиономании сознательно разжигали некоторые круги во власти — прежде всего, окружение главнокомандующего русской армии, великого князя Николая Николаевича, которому надо было найти виновных за неудачи на фронте и за свои собственные ошибки.

Отсюда — немецкие погромы в Москве в октябре 1914-го и в мае 1915 года, травля офицеров и генералов с германскими фамилиями, а также печально известное дело полковника Мясоедова. Впоследствии эта политика обернулась против самой власти: начав поиск предателей и врагов среди обывателей и офицеров, разогретое ксенофобией российское общество закономерным образом нашло «шпионку» уже в лице императрицы Александры Федоровны.

С учетом тесной связи церкви и государства неудивительно, что верховная власть, терпя крах, утянула за собой в пропасть и власть духовную, вызвав всплеск антицерковных настроений в народе в период российской революции.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector