0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Читать еще:  Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы, можно прерывать или нет

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

О чем молил Христос

Иисус молился в этом саду последнюю ночь, проведенную на свободе. Это событие называют Молением о чаше или Гефсиманским молением. «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси», – звучит в известном отрывке стихотворения Бориса Пастернака. Вначале Иисус просит Отца об избавлении от смертных мук, но в конце принимает твердое решение принять все страдания.

Елеонскую гору – еще один ориентир, рядом с которым находится Гефсиманский сад, – еще называют Масличной. В старину там тоже росло много оливковых деревьев. Сейчас же неописуемое впечатление производит расположенное здесь древнее кладбище: старые и новые могильные плиты повторяют рельеф местности и сливаются с цветом земли.

Гефсиманский сад: что таит в себе любимое место Иисуса

…Этот сад был в селении, называемом Гефсимания, что недалеко от Иерусалима. Иудеи называли его «гат шманим», что значит «масличный пресс». Действительно, здесь была роща чудесных олив. Даже сегодня, по легенде, здесь есть деревья, которые были свидетелями события, развернувшегося здесь два тысячелетия назад.

Это было любимое место Иисуса. Здесь он уединялся в молитве. Последнее пребывание Христа здесь было особенным.

Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною.

Ночь, холод; троих — Петра, Иакова и Иоанна — Спаситель берет с Собой, чтобы они были при Нем, хоть на расстоянии броска камня. Древняя Церковь говорит о Петре, как о примере веры, об Иакове — как образе праведности, об Иоанне — как образе любви. И вот собрались вокруг Него человеческая вера, и праведность, и любовь; и Христос уходит и стоит перед лицом смерти, крестной смерти. А ученикам холодно, настала ночь, ранние, такие утомительные часы ночи; и тоска их гложет, и от тоски все трое засыпают.

Церковь всех наций

А в это время Христос стоит пред лицом Своей смерти, которая есть не что иное, как смертность всего человечества, которую в день Крещения Он, как человек, на Себя принял и которую, как Агнец, закланный до создания мира, Он воспринял на Себя. Смерть Ему чужда во всем; как Бог, Он бессмертен; как воплощенный Бог, Он самое тело воплощения сделал бессмертным, и смерть Его — наша смерть, которая Его убивает. Это всечеловеческое убийство. И перед эти ужасом смерти Он молится: «Господи, чтобы прошла эта чаша!». Содрогается плоть, душа Человека, может быть, более страшно, чем душа всякого человека и плоть всякого человека перед смертью.


Ограда гефсиманском саду

И Он встает и идет к Своим ученикам в надежде, что встретит человеческий взор, что коснется Его человеческая рука, что хотя Он на каком-то расстоянии от них, но Он не один, — а они спят. Их тоска оказалась сильнее сострадания, любви, всего, что их связывало со Христом. Они спят, Христос снова отброшен в совершенное одиночество. Он снова молится. На этот раз Он сделал шаг к победе; в первый раз Он говорил: «Да мимо идет чаша сия», теперь Он говорит: «Если Мне надо ее пить — пусть будет так». И на этом Он истощил все Свои человеческие силы. И Он идет за помощью. А ученики спят, у нихнет для Него ни взора, ни слова, ни прикосновения руки — ничего нет. Его снова отталкивают в одиночество. И третий раз Он молится: «Да будет воля Твоя!». И тогда все совершено. Он возвращается к ученикам, и теперь Он их может разбудить, теперь все на Нем — никто не помог.

Читать еще:  Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели


Купола церкви Марии Магдалины

Из этого мы можем многому научиться. Бывают моменты, когда и нам кажется, что мы если и не перед лицом смерти, то перед лицом какого-то решающего события, решающего поворота жизни, итак бы хотелось услышать хоть одно слово, чтобы хоть кто-нибудь взглянул, кто-нибудь прикоснулся к руке, но мы чувствуем, что мы одни и надо все сделать без помощи. И еще — что мы не можем этого сделать враз никакими силами, но мы можем бороться; Гефсиманское борение — для нас пример того, что с нами может быть. Если мы не можем сказать: «Да будет воля Твоя», — мы можем сказать: «Господи, Господи, пронеси эту чашу мимо меня, если только можно»; эти слова «если только можно» — предел нашей веры, предел нашей готовности принять волю Божию, даже если она такая страшная, такая страшная…

Каждый из нас в течение жизни вступает в свой Гефсиманский сад и восходит на свою Голгофу. Разумеется, наши Гефсимания и Голгофа несоизмеримы с Господними, ибо испытания посылаются каждому по его силам.

Нам приходится испытывать скорбь и страх, тоску, уныние и одиночество; может показаться, что наши страдания несправедливы, а люди не способны оценить то доброе, что мы ради них совершаем или готовы совершить. И если мы научимся в самые трудные моменты жизни соизмерять свою волю с волей Божественной и подчинять свое человеческое начало началу Божественному, если научимся поступать так, как заповедал нам Господь, то всякий раз будем обретать внутреннюю гармонию и силу духа, как обрел их Спаситель, молясь в одиночестве и забвении в Гефсиманском саду.

Особенности Гефсиманского сада

В семидесятые годы первого столетия, римляне полностью разрушили Иерусалим, вырубили все масленичные деревья. Легенда гласит, что оливы удивительно живучие, они восстановились из оставшихся в земле корней. Ученые проводили анализ ДНК и пришли к выводу, что на Елеонской горе имеются деревья, верхняя часть которых значительно моложе подземной.

Во второй половине 19 века сад перешел в ведение францисканского ордена, относящегося к католической церкви. Монахи возвели по периметру каменный забор, оградив святыню от случайного проникновения животных и нежелательных посетителей.

Что такое Гефсимания?

Гефсимания — селение близ Иерусалима, в котором находился сад Гефсиманский. Чем же так знаменито это место? Гефсимания тесно связана с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и знаменует начало Его Крестного пути. Гефсиманский сад был любим Иисусом. Именно туда Он часто приходил, выходя за пределы Иерусалима в сопровождении Апостолов, принимая его как место для уединения и отдыха.Именно там провел Он в молитвах ночь перед предательством и арестом, именно там был предан поцелуем Иуды, именно там ступил на путь Крестных страданий.
События, происходившие в Гефсиманском саду 2 тысячелетия тому назад, поистине трагичны. Зная о приближающихся муках, Иисус направляется на ночную молитву в Гефсиманский сад. За ним следуют ученики, большинство остается в отдалении, но троих Апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус зовет за Собой. Душевные страдания одолевали Иисуса и Он искал общества учеников Своих и их поддержки в трудный час: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал Он; душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Но ученики Его оказались слабы, и уснули, а потому и остается тайной последнее обращение Сына Человеческого к Отцу Своему Небесному. Известно лишь начальные слова Его молитвы: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, — воскликнул Он» (Мк. 14:36). И смирение с Его волей: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня… да будет воля Твоя» (Мф. 26:42).
Когда же возвращался Иисус с молитвы, Иуда встретил Его поцелуем, которым и предал Его в руки стражников. Начались Крестные страдания Иисуса Христа.
***
Расположен Гефсиманский сад на западном склоне Масличной горы, вблизи ручья Кедрон.
Самое слово «Гефсимания» — еврейское, и означает оно «место маслин», неудивительно, что оливковую рощу назвали именно Гефсиманским садом.
Часть этого сада сохранилась и до наших дней. Сохранились и восемь древних маслиничных деревьев, которые вполне могли быть безмолвными свидетелями ночной молитвы Иисуса.
Сохранился и грот, в котором молился Иисус, удалившись от учеников, и камень, на котором капли кровавого пота Христа оставили свои следы.
Сегодня — Гефсиманский сад место паломничества множества верующих.

Читать еще:  Образ и подобие Божие в человеке: что значит и где искать образ Божий

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)

Добавить комментарий Отменить ответ

Во Славу Божию!

На еженедельной основе приход Храма Воскресения Христова при поддержке прихожан организует обед для бездомных и неимущих.
Братья и сестры!
Если у вас есть желание оказать помощь в этом благом деле личным участием или необходимыми продуктами для приготовления обеда, и сопутствующими товарами (чай, сахар, одноразовая посуда), просим обращаться в иконную лавку храма.

Икона дня

Православная соц. сеть «Елицы»

Тел. иконной лавки храма: +7(961)641-60-30

Православный календарь

Первомц. равноап. Феклы (I).

Прп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Прп. Коприя (530). Св. Владислава, короля Сербского (после 1264).

Сщмч. Василия Воскресенского диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, прмч. Виталия Кокорева и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Еф., 216 зач., I, 1–9.Лк., 13 зач., IV, 16–22,и за пятницу (под зачало):Еф., 217 зач., I, 7–17.Лк., 14 зач., IV, 22–30.Первомц.:2_Тим., 296 зач., III, 10–15.Мф., 104 зач., XXV, 1–13.

«Музейная» Гефсимания

Лишь восемь древних оливковых деревьев, даже по виду, корявых, с разросшимися за века стволами, напоминают о страшном и прекрасном событии, случившемся здесь две тысячи лет назад. Конечно, оливам не столько лет, им даже делали тест ДНК: он показал, что они — «дети» одного, еще более старого дерева. Которое, возможно, как раз и было одним из молчаливых свидетелей ночи в Гефсиманском саду — главной и в жизни одного человека, что вышел отсюда уже Тем, Кому молятся до сих пор, и в истории всего человечества.

Католические паломники едут сюда помолиться в храм Всех наций, православные — в церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Марии Магдалины. У католиков — Гефсиманский грот, у православных — пещерная часовня Страстей Господних, где ученики ожидали Христа во время Его молитвы в Гефсиманском саду.

А туристам любых вероисповеданий и даже неверующим интересно поглядеть на все эти достопримечательности — и в древних пещерах, и в относительно новых церквях (все они являются действующими храмами) есть на что посмотреть, да и о чем послушать: легенда о Сыне Человеческом — не очередной сериал, она стоит того, чтоб быть узнанной в мельчайших, пусть порой и присочиненных позже, подробностях. Любому важно знать, что делал Иисус в Гефсиманском саду: эта история впрямую касается каждого из нас.

Гефсиманский сад в ночь Моления о чаше

В наши дни можно лишь предполагать, каков же был настоящий Гефсиманский сад в Иерусалиме, фото по понятным причинам отсутствуют, а иконописцы, чаще всего и в глаза не видевшие даже современного им Гефсиманского сада, изображали два-три дерева. В них ли дело, в конце концов!

А сад был огромным, занимал все пространство меж Храмовой горой и Елеонской. Есть версия, что в новозаветные времена Гефсиманией — а это название происходит от слов «масличный пресс» — называли всю долину Кедрона, которая тянется к Мертвому морю на более чем 30 км.

В этом оливковом лесу, наверняка снабжавшем маслом весь Иерусалим, можно было заблудиться. Или уединиться — как и поступал Иисус. Учеников Он приводил сюда, чтоб им были слышней Его слова — не в толпе же иерусалимской говорить о важнейшем. И здесь же Он остался в полном одиночестве, чтоб говорить с Отцом.

У русского художника Николая Ге есть малоизвестная по сравнению с другими и не оцененная современниками картина «Иисус в Гефсиманском саду». Совершенно прямая фигура коленопреклоненного Христа в момент Моления о чаше — и пугающий, черный, словно умирающий от скорби ночной сад за его спиной. Из-за склона горы и кренящихся огромных деревьев кажется, будто это сад, а не Иисус, вот-вот покинет этот мир. Сад только что услышал, что Сын Человеческий уже не просит пронести чашу мимо — Он готов испить ее до дна.

Гефсиманский сад — второй персонаж картины, и верится, что именно таким он и был — мрачноватым, не слишком ухоженным в своих далеких уголках. Воплощение земного мира, с которым прощается Иисус, прекрасного, стихийного, и — грешного. Сад скорбит по Сыну Человеческому — но ни одно дерево не упадет ни на Иуду, ни на командующего римских легионеров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector