0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему православные священники не одобряют экзорцизм

Почему православные священники не одобряют экзорцизм

Об экзорцизме многие люди судят по зарубежным фильмам-ужастикам. В них обычно священник в сутане совершает некие манипуляции, приставляя к груди или другим частям тела какие-либо чудодейственные предметы и читая молитвы на латыни. Реакция бесноватого выражается шипением, громкой руганью чужими голосами, дикой мимикой и тому подобными признаками присутствия в его теле врага рода человеческого.

Это действительно страшно, но насколько реалистично показывается процедура? Происходит ли изгнание враждебных сущностей на практике? Как относится к экзорцизму Православная церковь?

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Такое явление, как экзорцизм, несмотря на древность, известно сегодня многим даже за пределами Церкви, не говоря уже о верующих. Между тем сложно найти более противоречивую практику в сегодняшней церковной жизни.

Для Древней Церкви, наделённой разнообразными дарованиями, изгнание злых духов было столь же привычным и естественным, как дары исцелений, пророчества, говорение на языках. И в этой же связи, по очевидной логике, экзорцизм должен был кануть в Лету, наряду с агапами, анафорами, состоящими из неписаных молитв, произносимых единственно по вдохновению Свыше и странствующими проповедниками, носившими наименование апостолов в течение многих десятилетий после смерти свидетелей земной жизни Христа, где-то на границе II и III веков.

Тем не менее именно этого и не произошло. Экзорцизм пережил и глоссолалию, и церковных пророков, и вдохновенных чудотворцев, исцелявших прикосновением руки. Вечери любви и апостолы, не задерживавшиеся в одном месте дольше трёх дней, остались лишь в истории, а бесноватые продолжали прибегать к помощи заклинателей. Сформировались строгие и упорядоченные последования анафор, был утверждён канон Нового Завета, огласительные училища сменились богословскими школами, а изгнание нечистых духов, будучи, по сути, осколком первохристианской поры, легко вписалось в реальность эпохи Вселенских Соборов, да и по её окончании никуда из церковной жизни не делось.

Во всяком случае известные нам молитвы «над страждущим от нечистых духов», помещённые в Требнике, приписываются святителю Василию Великому, чем однозначно определяется, что составлены они не раньше второй половины IV века, если их автор действительно Василий Великий. Если же святому Василию они только приписываются, а на самом деле написаны кем-то другим, то можно утверждать, что появились они ещё позже. Нахождение же их в современном требнике ясно свидетельствует, что, несмотря на все исторические перипетии, они остаются востребованными и через полторы тысячи лет. Да и в Западной Церкви экзорцизм существовал чуть ли не во все времена и, как можно полагать, существует и поныне. В чём же причина, на первый взгляд, совершенно нелогичной живучести практики, естественной для церковной древности и не совсем понятной в контексте современности?

Первый фактор, конечно же, само явление одержимости. С одной стороны, совершенно неоспоримое. О бесновании мы неоднократно читаем в Священном Писании, встречаем его на страницах житий святых и аскетических книг. В конце концов, мы встречаем его в жизни, в виде не поддающейся психиатрической диагностике неадекватности, особенно если таковая неадекватность эпизодична и так или иначе связана с Церковью, богослужением или святынями. С другой стороны, трудность в определении одержимости, опасность перепутать её с психическим расстройством или заболеванием, вероятность симуляции или просто приписывания себе (или ближнему) одержимости и, как следствие, соблазн записать в беснование всё что угодно. А далее всё по знакомой нам житейской логике: если есть недуг, должно быть и врачевство. Существуют определённые молитвы, и если даже их чтение не гарантирует исцеления одержимого, то во всяком случае можно надеяться на облегчение страданий. Поскольку больше никто ничего другого предложить не в силах, экзорцизм остаётся вне конкуренции.

Фактор второй – суеверность. Вышеупомянутые молитвы многие воспринимают как панацею, как средство избавления от всего вообще: от одержимости, от болезней, от жизненных проблем, невзгод и всяческих бесовских козней. Если в случае с беснованием, явлением пугающим, неизученным и никакими другими средствами не преодолимым, отчитка «работает», то в отношении проблем болезней и интриг «сработает» и подавно. Понимание, конечно же, абсолютно чуждое христианскому сознанию, но, увы, живучее как в церковно-народной, так и в околоцерковной среде. И как тут экзорцизму не быть востребованным?

Прибавьте к этому тот факт, что в смутные советские времена отчитка из индивидуальной практики стала массовой. Сегодня уже мало кто помнит, что изначально молитвы для страждущих от нечистых духов были составлены для чтения священником над конкретным одержимым один на один. Все привыкли к тому, что отчитка производится при немалом скоплении народа, где, помимо настоящих бесноватых, могут присутствовать и больные, и отчаявшиеся, и психически нездоровые, и просто любопытные. Средство облегчения страданий одержимого плавно, но уверенно превращается в универсальный способ решения всех проблем. Трезвости в отношение к экзорцизму это, конечно, ничуть не добавляет, но вот популярности данного явления немало способствует. Как итог: чинопоследование, возникшее некогда исключительно благодаря особым дарованиям Духа и с вполне конкретной целью и ограниченное в наше время чёткими рамками дисциплины и традиции, превращается местами в обычную рутину, сродни заздравному молебну, ожидания от которой при этом превосходят даже очень смелые мечты.

Не последнюю роль играет в этом и почти повсеместное непонимание сути явления одержимости. «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён…» (1 Кор 5:5), именно так о бесновании говорит апостол Павел. Очень важно понимать, что беснование не наказание за грехи и уже тем более не результат мифического «чародейства». Оно является попущением Божиим для спасения человека. Но именно с таким пониманием существует целая проблема, в том числе и в Церкви. Слишком уж легко вписывается одержимость в привычную многим картину мира, где Бог раздаёт блага за добродетели, сурово наказывает за грехи, а виновные во всех бедах ведьмы с колдунами могут чуть меньше, чем всё. Между тем одержимость – всего лишь одно из средств для вразумления подчас закоренелого, неисправимого грешника. Нередко – очевидное проявление любви и заботы Бога о спасении человека, погрязшего в грехе.

Как уже было сказано, само по себе беснование не гарантирует человеку вечной погибели и все мучения, страдания и скорби, которые оно может доставлять при жизни, имеют лишь одну цель – спасение человека. Поэтому когда для одержимого читаются известные нам молитвы, то это делается не столько для изгнания нечистой силы из человека, сколько для облегчения его страданий, неминуемых в состоянии одержимости. История знает случаи, когда, смирения ради, беснования просили себе святые. И Бог их просьбы без внимания не оставлял. Так что, вне всякого сомнения, исцелиться от беснования возможно. В том числе и посредством чтения над одержимым соответствующих молитв. Но наряду с этим можно неделями и месяцами посещать «отчитки» и не ощутить на себе ожидаемого результата. И это нормально, ведь если ожидать для себя чего-то большего, нежели облегчение от мук одержимости, то ничего, кроме разочарования, получить не удастся.

Вопрос действенности экзорцистских практик целиком лежит в плоскости нашей веры и в немалой степени зависит от нашего понимания элементарных, с точки зрения Церкви, вещей. В конце концов, быть ли человеку бесноватым, решает Бог. Быть ли человеку искренне верующим и прибегать к молитвенной помощи Церкви с благоговением или цепляться за суеверия и ждать чуда от последования, предназначенного для совсем других целей, решает и выбирает исключительно сам человек.

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Читать еще:  Православие и йога: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, можно ли заниматься или нет

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

1. Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Писа­ния. М., 1892. С. 445.
2. Подроб­нее об этом: Успен­ский Н.Д. Визан­тий­ская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
3. Гри­го­рий Синаит (XIV в.), пишет св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов, “решился ска­зать, что в его время вовсе нет бла­го­дат­ных мужей, так сде­ла­лись они редки… Тем более в наше время дела­телю молитвы необ­хо­димо наблю­дать вели­чай­шую осто­рож­ность. Бого­дух­но­вен­ных настав­ни­ков нет у нас!” (Еп. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Сочи­не­ния. СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4. Там же. С. 72.
5. При­ме­ров этого можно было бы при­ве­сти мно­же­ство. Один из них см. в Житии преп. иерос­хи­мо­наха Ила­ри­она Оптин­ского (Изд. Вве­ден­ской Опти­ной пустыни, 1993. С. 190).
6. Лав­саик. М., 1992. С. 126–127.
7. Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Указ. соч. С. 440.
8. Прп. отцев Вар­са­ну­фия Вели­кого и Иоанна руко­вод­ство к духов­ной жизни в отве­тах на вопро­ше­ния уче­ни­ков. Диве­ево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9. Там же. С. 223. Вопрос 301.
10. Там же. С. 416. Вопрос 673.
11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. М., 1993. С. 137. Слово 30.
12. Блаж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский. Тол­ко­ва­ние на Мф. 12, 43–45 .
13. Свят. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Собра­ние писем. М., 1995. С. 217–218.

Читать еще:  Архангел Селафиил: в чем помогает и о чем просить, молитва

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Регламентирование всего на свете

В конце 2020 года председатель комиссии по вопросам богословия и богословского образования межсоборного присутствия РПЦ и глава отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион в прямом эфире федерального телеканала сказал, что верующим нельзя проводить обряд экзорцизма самостоятельно.

  • «Выпилили все двери». Приставы выселили обитателей Среднеуральского монастыря
  • «Останемся без детей и без дома». Что стало с общиной Виссариона после его ареста

Нельзя этот чин проводить и всем священникам — только тем, кто получил на это благословение своего архиерея. Отдельно митрополит подчеркнул, что не стоит «путать свойства психического заболевания с беснованием».

Экзорцизм в русской православной практике чаще всего называют «отчиткой» и определяют как особый церковный чин, в котором произносятся заклинательные молитвы «с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы».

В других поместных православных церквях практика изгнания бесов практикуется, но не во всех: в Александрийском, Антиохийском патриархатах и Польской, Элладской Православных Церквах есть только «крещальный экзорцизм» (в любой православной Церкви — чтение молитвы об изгнании злых духов и отречении от дьявола). «Отчиток» же в понимании РПЦ, когда бесов изгоняют из взрослых людей, в этих Церквах не делают.

Про экзорцизм в Русской православной церкви редко говорят публично, нет единства и внутри священства, вопрос остается дискуссионным. В советское время по понятным причинам «отчитки» практически не производились — их просто некому было проводить.

В начале 1990-х «отчитки» стали весьма популярны и почти никак не контролировались священноначалием и вызывали у него раздражение. Монастыри или храмы, славившиеся «прозорливыми старцами» или «бесогонными батюшками» привлекали множество людей, но нередко подвергались «гонениям» от правящих архиереев.

В публичное поле это выходило крайне редко, например, когда экзорцистов запрещали в служении, как Сергия (Романова) или Иоанникия (Ефименко) — против них также возбуждены уголовные дела светскими властями.

Беснование как диагноз

Кто и как определяет, что человек одержим демонами, сказать сложно. Обычно, по словам клириков, «бесноватые» сами обращаются за помощью — или же за них это делают их близкие. Однако однозначно сказать, одержим ли человек, сложно, уверен Бабкин. Он объяснил, что возможность проводить ритуал отчитки — это не то, чему учат в семинариях, не каждый священник может заниматься подобным.

«Это не таинство, не какой-то обряд, это что-то очень сверхъестественное, которое не совершается просто так каким-то священнослужителем. Любой семинарист со школьной скамьи знает, что это особое дарование от Святого Духа», — рассказал он.

Соответственно, и узнавать в человеке одержимца нельзя научиться. Однако священник отметил, что и сами бесноватые могут оказаться своего рода симулянтами. С подобным Бабкину пришлось столкнуться в собственной практике: женщина, которую необходимо было отчитать, без свидетелей вела себя практически нормально, но когда к ней приходили врачи и священники, начинала выть, сквернословить, лжепророчествовать, одним словом — бесноваться.

И помогла ей не процедура отчитки, а обычная молитва, уверен священник, потому что от ритуала изгнания демонов и от отношения к себе как к одержимой женщина получала удовольствие.

Наверное, некоторым нравится быть одержимым или не хочется трудиться над собой духовно. Человек приезжает на отчитки, выплескивает там напряжение, ему становится легче. Со временем он подсаживается на такой псевдодуховный наркотик

Денис Батарчук согласен с тем, что зачастую одержимость человека оказывается не более чем театральным действием.

«[Это] определенного психотипа люди, которые склонны к экзальтации и внушению, могут разыгрывать такое, искренне веря, что в них есть какая-то потусторонняя сущность», — объяснил он.

Алексей Осипов: «Современный экзорцизм – явление, духовно очень опасное»

Известный богослов о росте популярности на Западе практики изгнания бесов

Несколько польских католических священников объединились для выпуска первого в мире журнала об изгнании бесов, передает Lenta.ru со ссылкой на Agence France-Presse. Журнал Egzorcysta будет выходить ежемесячно тиражом в 15 тысяч экземпляров. Первый номер был выпущен на 62 страницах. Среди материалов пилотного выпуска: «Нью Эйдж — духовный пылесос» и «Сатана реален». Стоимость журнала составляет 10 злотых (2,34 евро).

Как объяснил AFP отец Александр Посацкий, член международного совета католической церкви по экзорцизму и один из создателей журнала, число экзорцистов в Польше выросло в связи с развитием капитализма за последние 15 лет до более чем 120 человек. Сам экзорцизм, при этом, становится все более популярен — в одной только Варшаве люди записываются к ним на прием более чем за три месяца. Посацкий объяснил, что создатели журнала пользуются сборником молитв по изгнанию бесов, одобренным папой Римским Иоанном Павлом II. Он добавил, что священники, изгоняющие бесов, работают в сотрудничестве с психологами, чтобы те отличали случаи умственного помешательства от одержимости.

Отметим, что практика изгнания бесов не получила широкого распространения в Православии. К экзорцизму в православной традиции принято относится с большой осторожностью. В Русской Православной Церкви нет должности экзорциста, то есть священнослужителя, «специализирующегося» на изгнании бесов. Напротив, в католицизме эта практика широко распространена и в настоящее время даже предпринимаются попытки ее коммерциализировать.

С чем связано различное отношение Православия и католицизма к экзорцизму? Каково православное святоотеческое отношение к изгнанию бесов? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов:

Когда-то первая по чести Православная Римская церковь потому и стала католицизмом, что, к сожалению, отступила от заветов святых Отцов о духовной жизни и пошла по своему пути. Этот путь совсем не новый, о нем предупреждали все святые Отцы Востока и Запада первого тысячелетия как о заблуждении, о духовной прелести, мечтательности, приводящей подвижника к гибели. Это ярко проявилось и в таком вопросе, как учении о том, кто может творить истинные чудеса силою Божией? Нужна ли для этого святость жизни или достаточно знать и применять определенные молитвы, совершая соответствующие священнодействия? И здесь находим два взаимоисключающих ответа, с одной стороны, у православных святых Отцов и, с другой — у католических церковных учителей.

В книге «Путь разума в поисках истины» есть параграф «Экзорцизм», где я привожу высказывания святых отцов относительно изгнания бесов. Хотелось бы привести их в данной публикации, чтобы читатели поняли, перед каким пагубным искушением стоит церковнослужитель, намереваясь творить чудо изгнания бесов, не победив их в самом себе. Ибо не кто-либо, а Сам Христос указал на причину того, что Его апостолы (!) не могли исцелить бесноватого: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21). Под постом, естественно, подразумевается не какой-то денек попоститься, а целожизненный подвижнический труд, приводящий христианина к смирению, а не к творению «чудес» по расписанию.

Но это тяжело и нашли путь «без труда вынуть рыбку из пруда»: прочитал молитвы, да покропил святой водой – и беса как не было! Какая насмешка над духовной жизнью! Католицизм пошел по «легкому» пути, и у нас некоторые батюшки соблазнились им (вместо заповеди Христовой — Матф.17:21 – деньги? А с людьми пусть что будет?).

Чтобы интересующиеся этим серьезным вопросом могли увидеть, что такое отрицательное отношение к современному экзорцизму не мое личное мнение, а оно учение святых Отцов, привожу их высказывания.

В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «. посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже «Постановления апостольские» (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем».

Читать еще:  Православие и многодетность: нужно ли много детей или нет, мнение церкви и священников

В Лавсаике читаем: авва Питирион «много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

Преп. Варсонофий Великий (VI в.) говорил: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Святой Исаак Сирин (VII в.) обличал самочинных заклинателей: «Кто … молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести».

Блаженный Феофилакт Болгарский предупреждал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святые Отцы считали, что беснование может быть для человека в определенных случаях даже духовно полезным.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал одному лицу: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д. которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется. В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии. Гораздо маловажнее [менее серьезно] беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».

Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке. «Я спрашивал отца Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св. Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?».

Как поступали великие святые, когда к ним обращались за помощью? Вот два ярких примера. В житии преп. Антония Великого сообщается следующий случай. Однажды к Антонию пришел крупный военачальник Мартиниан с своей дочерью, которая была бесноватой, и стал умолять святого исцелить ее. Однако Антоний даже не вышел к нему, а лишь изнутри кельи сказал: «О, человек, ты напрасно просишь у меня помощи! Я – человек смертный и немощный, как и ты. Но если ты веруешь во Христа, Которому я служу, иди с верою молись Богу, и дочь твоя будет здрава» (Жития святых. Выпуск 13. Джорданвилль, 1968, с. 13). Военачальник стал усиленно молиться, и дочь его стала здорова.

Другой пример из жития преп. Сергия Радонежского. Когда к нему с большим трудом привели бесноватого вельможу, то он собрал всю братию монастыря в церковь на молитву о болящем. А после молебна просто осенил его крестом. Больной «с той минуты стал здрав» (Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1904. С. 113-114). Так, святые скрывали свои дарования, следуя примеру Спасителя. Современные же заклинатели поступают точно наоборот. Они не только не скрываются от просителей, но, напротив, вывешивают расписание дней и часов, в которые будут совершать чудо изгнания бесов! Этим они свидетельствуют, каким духом руководствуются и какие следствия можно ожидать от их действий. Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание. И можно лишь сожалеть, что нет наблюдения за этой псевдоцерковной деятельностью.

Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для «отчитывания» собирается множество людей, бесы получают большие возможности «проповедовать» и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т. п. Их «проповедь» широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом не редко бесы изображают страх перед отчитывающими «старцами», публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи как всегда плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об отношении святых Отцов к этому серьезному для нашего времени вопросу. Современный экзорцизм (отчитывание) – явление, духовно очень опасное. Оно исходит из источника, о котором хорошо сказал преп. Кассиан: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения. Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями» (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445). Он же писал: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и усиленного старания. Ибо весьма часто… люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Там же. С. 444). Плоды таких чудес всегда губительны.

Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на «отчитку». Экзорцист (священник ли, монах, мирянин), не ведущий строго подвижнической жизни, не увидевший себя, по слову прп. Сисоя Великого, «ниже всей твари», и не получив от Бога «молитвою и постом» дара изгнания бесов, но горделиво пытающийся вычитыванием молитв и прочих действий победить злых духов, неминуемо заражается ими сам и заражает больных и всех окружающих. Свт. Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о таких «чудотворцах», ищущих славы человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Там же. С. 72).

Наши православные отчитыватели пошли прямо по католическо-языческому пути. Но заклинание духов сейчас, когда «оскуде преподобный», может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном плане, так и в социальном, как для больных, так, и особенно, для самого отчитывающего. Знание об этом уже давно утеряно в католицизме, но эта болезнь ползет и к нам. Господь предупредил: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 22-23). Дерзающий изгонять злых духов «Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19, 13), рискует принести пришедшему за помощью еще более тяжкие скорби и страдания, а себя подвергнуть бесовскому поруганию, о котором промыслительно предупреждает книга Деяний апостольских.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector