0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дух и душа в православии: определение, сравнение и разница, разделение души и духа

valohan

РАЗНИЦА МЕЖДУ ДУХОМ И ДУШОЙ — I. РАЗДЕЛЕНИЕ ДУХА И ДУШИ

Оценить эту запись

РАЗНИЦА МЕЖДУ ДУХОМ И ДУШОЙ

Мы уже рассмотрели чувство духа и знание духа; теперь мы рассмотрим разницу между духом и душой.
I. РАЗДЕЛЕНИЕ ДУХА И ДУШИ

Так называемые психологи, описывая человека, различают в нём две части: метафизическую и физическую. Физическая часть — это тело, а метафизическая часть — это «псюхе», то есть душа, о которой говорится в Библии. Психологи утверждают, что в человеческом теле заключена только «псюхе», душа. Но Библия утверждает, что в человеке есть не только душа, но и дух. В 1 Фес. 5:23 говорится не просто «душа», а «дух и душа». Дух и душа — это две разные вещи. Поэтому в Евр. 4:12 говорится о разделении души и духа.
Если мы хотим настоящего духовного роста в жизни, мы должны знать, что дух и душа — это две разные вещи, и мы должны уметь различать, что относится к духу, а что относится к душе, что является духовным, а что является душевным. Если мы будем знать, чем дух отличается от души, мы сможем отрекаться от души, избавляться от власти души и жить перед Богом посредством духа.
А. Душа противоположна духу

В 1 Кор. 2:14-15 говорится о двух категориях людей. Одни являются душевными, а другие — духовными. Отсюда видно, что человек может жить либо посредством души, либо посредством духа и принадлежать либо душе, либо духу. Человек может жить посредством души и принадлежать душе и в итоге быть душевным, или человек может жить посредством духа и принадлежать духу и в итоге быть духовным. Если человек является духовным, то он может распознавать и принимать то, что от Духа Божьего. Если же он является душевным, он не только не может принимать того, что от Духа Божьего, но и не может знать этого. Отсюда ясно видно, что душа противоположна духу. Дух может общаться с Богом и распознавать то, что от Духа Божьего. Но для души это что-то нелепое и бессмысленное. Духу нравится восхищаться всем, что от Бога, и принимать это. Однако душа не только не принимает этого, но и считает это неразумным.
В Библии есть не только 8-я глава Послания к римлянам, в которой мы видим, что духу противостоит плоть, но и 2-я глава Первого послания к коринфянам, в которой мы видим, что духу также противостоит душа. Когда человек живёт посредством плоти, он является плотским, а не духовным. Точно так же, когда человек живёт посредством души, он является душевным, а не духовным. В 8-й главе Послания к римлянам подчёркивается, что плоть связана с грехом; поэтому все, кто грешит, являются плотскими. Но душа не обязательно связана с грехом напрямую. Часто человек не грешит и не является плотским (с человеческой точки зрения), но при этом он не духовный, а душевный. (Строго говоря, душевный человек также является плотским, поскольку душа человека находится под влиянием плоти. Но когда мы говорим собственно о душе, мы проводим разницу между человеком души и человеком плоти.) Таким образом, даже если мы не грешим и освободились от греха, то есть не являемся плотскими с человеческой точки зрения, это не означает, что мы непременно являемся духовными, а не душевными. Это также не означает, что мы способны понимать то, что от Духа Божьего, или постигать, ценить и принимать то, что Божье. Часто мы думаем, что стоит нам освободиться от греха и перестать безудержно потакать плоти, как мы станем духовными, будем общаться с Богом и понимать то, что от Духа Божьего. Однако всё не так просто. Даже если мы освободились от греха и перестали безудержно потакать плоти, мы, возможно, всё ещё живём не посредством духа, а посредством души.
Господне спасение избавляет нас не только от власти греха и плоти, но и от власти души. Господь спас нас не только для того, чтобы мы не жили в грехе и в плоти, но и для того, чтобы мы не жили в душе; Он спас нас, чтобы мы жили в духе. В Своём спасении Он не только поднимает нас до уровня нравственности, так что мы становимся высоконравственными людьми, но и до уровня духовности, так что мы становимся духовными людьми. Высоконравственный человек не обязательно является духовным; вполне возможно, что он является душевным, что он живёт посредством души. Некоторые братья и сёстры, будучи высоконравственными и очень хорошими людьми, не имеют света в отношении духовных вопросов, касающихся Бога, они не стремятся к ним, не ценят их и даже не принимают их; всё это происходит потому, что они живут посредством души и являются душевными.
Б. Душа бессильна в духовных вещах

В 1 Кор. 2:14 говорится: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего… и он не может этого знать». Эти слова ясно и точно описывают состояние души в связи с тем, что от Духа Божьего. Душа «не принимает» того, что от Духа Божьего, и «не может этого знать». Душа не стремится к тому, что от Духа Божьего, и не способна принять этого. Даже если она захочет принять это, она не сможет, потому что она не способна знать или понимать это. Природа души не соответствует тому, что от Духа Божьего. Поэтому душа не хочет и не принимает того, что Божье. Более того, она даже не способна знать то, что Божье. Вот почему у человека, который живёт посредством души, нет ни чувств, ни интереса, ни стремления к тому, что от Духа Божьего; он не ищет, не принимает и не понимает этого. По этой причине Бог должен избавить нас от души, чтобы мы уже не жили посредством души; тогда Он сможет научить нас любить, понимать и принимать то, что от Его Духа.
Мы должны ясно видеть бессилие души в духовных вещах и относиться к этому серьёзно. Душа не принимает того, что от Духа Божьего, и не может знать этого. Братья и сёстры, которые живут душой, могут быть очень хорошими, благовоспитанными и добродетельными, но они определённо не способны знать духовное и даже стремиться к духовному. Я встречал много таких братьев и сестёр. Они очень осторожны в своих поступках, и их поведение можно назвать безукоризненным, но они не разбираются в духовных вещах и не ищут их. О себе и о других они судят, руководствуясь мерилом человеческой нравственности, добра и зла, правильного и неправильного, и во всех вопросах у них отсутствует понимание и проницательность Духа Божьего. Возможно, у них ясный разум и высокий интеллект, но они не озарены в своём духе, и ощущение в их духе притуплено. Их можно назвать хорошими христианами, но их нельзя назвать духовными христианами. Их поведение очень хорошее; они знают, как нужно себя вести и что нужно делать; они умные и понятливые, старательные и последовательные. Но касаясь того, что от Духа Божьего, они теряются. Они, подобно дереву или камню, совершенно не способны ощущать или понимать что-либо. Кроме того, их сердце, как правило, безразлично к духовному; они не только медлительны в своём понимании этих вопросов, но и нерадивы в своём искании.
Таким образом, хорошие христиане не обязательно являются духовными христианами. У духовных христиан не только хорошее поведение; они живут в духе, у них есть чувство духа, они понимают духовное, знают Божьи пути изнутри и опытны в духовных вещах. Быть хорошим — это совсем не то же самое, что быть духовным. Многие братья и сёстры хорошие, но не духовные; они хорошие, но они не живут в духе. Вы сталкиваетесь с их хорошими качествами, но вы не сталкиваетесь с их духом. Вы видите в них человеческие добродетели, но вы не чувствуете благоухания Бога. Они вроде бы и не в плоти, но совершенно очевидно, что они в душе. Они не позволяют плоти господствовать над собой, но и не живут в духе. Они не одобряют греховное, но и не стремятся к духовному. Они не грешат согласно плоти, но при этом они живут посредством своего «я», то есть посредством своей души. Источником их жизни и средством их жития является душа. Это душевные люди, которые живут в душе и посредством души; поэтому они не стремятся к духовным вещам и не способны понять их.

Читать еще:  Заповедь "Не создай себе кумира": значение, толкование и объяснение

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.06.2020. Душа и дух в чем разница?
  • 23.06.2020. Сегодня день рождения Анны Ахматовой
  • 21.06.2020. Самый длинный день в году
  • 15.06.2020. Фраза О мёртвых либо хорошо, либо ничего
  • 14.06.2020. Нужна ли здесь запятая?
  • 13.06.2020. Самая короткая проповедь Антония Сурожского
  • 12.06.2020. Игорь Колыма. Зарифмованные бессонницы
  • 11.06.2020. Секреты чудотворных молитв
  • 10.06.2020. Что мы цитируем?
  • 09.06.2020. Редкие фразеологизмы, смыл которых понятен не всем
  • 08.06.2020. Знаки препинания перед и после значит
  • 07.06.2020. День Святой Троицы
  • 06.06.2020. Парадоксы нынешнего времени
  • 04.06.2020. О Владимирской иконе мы не знаем почти ничего
  • 03.06.2020. Подальше от ближнего
  • 02.06.2020. 2 июня

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

Проявляющиеся составляющие духа

Все христиане знают, что всем в мире управляет Господь, и что именно ему подчиняются живые существа. Духовное наполнение ведет человека к Господу, Он одновременно и Спаситель и Судья, который по справедливости наказывает и милует. Символом христианства являются Святая Троица, Бог Отец, Сын Божий и святой Дух. Страх Божий — это основная составляющая духовного наполнения.

Если человек любит власть, деньги, бурные развлечения, поддается гневу, значит, он по собственной воле поддается сатане и не боится Божьего наказания. Главная направляющая духовная сила человека — это совесть. Именно она заставляет людей бояться Бога, угождать ему и выполнять его указания. Совесть управляет душевными качествами верующего человека, направляет их к познанию святости, благодати и правды. Именно благодаря чувству совести верующий человек может понять, что угодно Богу, а что он не одобряет.

Таким образом исполнять Божий закон могут только те, в ком живет чувство совести. Духовная составляющая ведет набожных христиан к жажде Господа, это происходит из-за того, что ни одно творение человека не может дать такой благодати, какую можно обрести в общении с Господом.

Читать еще:  Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

В чем разница души и духа. Полная информация простыми словами

У меня есть уже статьи о душе, и, конечно, в них касаюсь этой темы. Однако, когда мне задают вопрос, в чем разница души и духа, я понимаю, что следует об этом написать отдельно. Да, и поскольку эта тема является одной из моих любимых, с удовольствием, и простыми словами объясню все от А до Я.

Я разделю эту тему на две части. В первой, кратко опишу, в чем разница души и духа в общепринятом понимании. Также в Православии и Исламе. Затем самое интересное, а именно, точно дам определение души и духа, ведь путаница в этом вопросе определенно есть.

Присаживаетесь удобнее. Начнем.

  • Отличие души и духа в Православии и Исламе
  • Что такое душа и наша совесть
  • Что такое дух и каковы аспекты духа
  • В чем отличие духовности от душевности
  • Что освобождает от страха смерти

В чем разница души и духа в Православии и Исламе

В Православии душа, это совокупность ума, чувств и воли. Душу породил Господь. Душа появляется при зачатии. Дух в Православии, это высшая духовная энергия, которая нисходит на человека, ведущего духовный образ жизни.

Движущей силой человека является совесть. Именно совесть ведет к праведному образу жизни, благодати, что в конечном счете, в совокупности с духовным знанием, одухотворяет его.

Душа делает человека выше животного, а дух выше ангелов. В то же время, в Христианских источниках говориться, что любое живое существо имеет душу от Бога, а дух, как душевное наполнение есть только у человека.

В Исламе доктрина души и духа немного иная. Ислам сравнивает наше тело с клеткой, а дух с птицей. Какое бы не было крепкое и здоровое тело, человек внутренне не красив, если не наделен духом. Ведь дух в Исламе, это закон самого Аллаха. Дух, освобожденный после смерти тела, обретает свободу, как птица. Эта птица может иметь множество благих качеств и умений.

В Исламе, дух, это как птиц в клетке.

Касаемо души, в Исламе описывается 4 их вида. Первая, как растительная. Вторая — животная. Третья — как свое я. Четвертая, как высшее духовное я.

Все религии сходны тем, что душа, дух и Бог вечны.

Что такое душа и дух в общепринятом понимании

Здесь все проще. В общепринятом, мирском варианте душу мы также принимаем за совокупность ума, рассудка, совести, сознания. А дух, как силу духа, то есть — внутреннюю силу человека, силу воли.

То есть мы принимаем дух, как особую силу человека, не обязательно духовную. Когда говорим, «духу не хватило», то подразумеваем, что не хватило решимости, внутренней силы.

Что такое душа

Итак, у нас есть ум и разум, личные качества, как, воля. Также совесть, сердце (в плане своих ощущений, когда ум и разум отстраняются от принятия решений). Все это можно объединить в одно слово — сознание.

Сознаю, значит живу. Размышляю, значит осознаю.

Мы пользуемся в своем сознании умом и разумом. Обратите внимание, мы этим пользуемся. Близко к тому, как пользуемся компьютером. Часто мы упоминаем, «мой разум мне говорит», или «ума не приложу». Кто, это мы пользуемся? Это наше я. Сознающий я.

Мы настолько слились с «машиной» нашего тела, что даже свое тело принимаем за себя, хотя сознание нашего «я» и наше тело — не одно и тоже. Мы, это не наши руки, ноги, волосы. Они часть нашего тела. Тело — это временная наша часть. Подобно тому, как, частью нас может быть наша одежда пока мы не сняли.

Приходит время, мы освобождаемся от нашего тела, но наше я остается неизменным. Как мы себя осознавали, так будем осознавать после смерти нашего тела, пользуясь теми же умом и нашим разумом.

Наш ум и разум, это тонкая наша оболочка, наш рабочий инструмент в этом материальном мире. Чем выше наш духовный уровень развития, тем лучше мы понимаем разницу между своим я и тем, что нам диктует наш ум, и разум.

Вечная борьба нашего ума и сердца

Более подробно об отличии ума и разума, можно почитать в моих статьях «Ум и разум, в чем отличие» и «Что такое ментальное тело»

Что касается наших личных качеств, в том числе и воли, то это наработанные качества нашей личности. На каком уровне мы остановились в своем развитии, с такого уровня сознания мы начнем свою следующую жизнь.

Поэтому, мы все разные.

Резюме по главе

Душа, это и есть наше я. Как мы себя осознаем, когда находимся в счастливом состоянии. Душа, то есть мы — вечны. Тело временно.

Понимание и осознание этой информации — бесценно. Если все будут понимать, что мы не просто это тело, мир будет совершенно другим.

Совесть, это голос нашего чистого я. Чем выше совесть, тем, мы ближе к пониманию своего я. Также голос совести может исходить из другого источника, об этом в следующей главе.

Что такое дух или святой дух

Выше, мы разобрали, что такое дух в общепринятом понятии. Теперь разберем понятие духа в духовном плане.

Есть два аспекта проявления духа, и все они идут от Бога.

В первом виде, дух — это как всеобъемлющая, духовная, обезличенная энергия Бога, которой пронизана вся духовная часть мироздания. Наш, материальный мир, является незначительной частью всего мироздания Бога. Здесь эта энергия отсутствует. На то он и материальный мир.

Во втором его виде , дух — это личностный аспект Бога. В своей духовной, но невидимой нам форме, он находится в сердце каждого живого существа. Все, что живое, имеет душу. Где душа, там и Сверх-душа ( экспансия , воплощение Бога в этом мире)

В своей особой форме, Бог есть в сердце каждого, рядом с душой

Кстати, так Он знает все наши мысли, желания, поступки. А как иначе? Не с неба же за нами наблюдает.=)).

Эта та же доктрина, по иному выражена в Христианстве. Где есть Отец, Сын и Святой дух. В данном случае, Отец — Господь. Сын — Иисус Христос. Святой дух — обезличенная, божественная энергия Бога, или Его проявление, как Сверх-души.

Возвращаясь к совести, это как раз голос Бога, через Его воплощение Сверх-души. А точнее, это наш внутренний разговор с участием Бога в нашем сердце.

А теперь «изюминка» и полное прояснение этого вопроса.

Читать еще:  Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

В чем разница души и духа, и единство

Разницу мы увидели. Теперь, в чем наше единство.

В части своих возможностей, мы никогда не сравнимся с Богом. Но, в части качественной составляющей, мы имеем ту же самую природу. Духовную, вечную природу.

Повторюсь, что душа, то есть мы — бессмертны.

Бог также бессмертен, поскольку душа и Бог не имеют материального начала. Материи свойственно разрушаться под воздействием времени.

В духовном мире, нет такого понятия, как время.

Нам это трудно понять, поскольку наш ум и разум обусловлены, ограничены материей, временем и пространством. Только в чистом, духовном сознании, возможно это осознать полностью.

Мы можем понять свое единство с Богом, на примере костра. Он является гигантским пламенем. Все мы — маленькие искорки. Искра, это уже не огонь в своем объеме.

Но в качественном смысле, искра — имеет ту же природу огня.

Искры, как независимые части огня и, одновременно — сам огонь. Это называется принципом единовременного единства и различия. И конечно, это никак не противоречит доктрине, что мы все являемся детьми Бога. Что все мы имеем духовное начало. Именно так и есть.

Душевность и духовность, в чем разница

Душевность, это совокупность положительных, добрых качеств человека, которые в своем сочетании притягивают нас к человеку владеющим таким набором качеств. Как правило, составляющими такого набора является: искренность, дружелюбие, глубина переживаний и сопереживаний, добродушие, простота.

Как мы говорили в начале статьи, каждый из нас личность. Каждый есть индивидуальная душа. Но не каждый здесь и сейчас — душевный человек в плане вышеописанного набора качеств.

Душевный человек не обязательно религиозный или духовно просвещенный человек. В некотором варианте, душевный человек — это душа компании.

Духовность, эт о ведение чистого, благочестивого образа жизни в соответствие со своей чистой совестью, высокой культурой, и религиозными постулатами. Такой человек обогащен духовными знаниями.

Душа и дух, в чем отличие. Заключение.

Еще раз хочется повторить, что те знания, которые Вы получаете, являются самыми важными в жизни, потому, что они прямо про Вас. Рано или поздно, нам всем придется умирать, а точнее, оставлять свое тело.

Настоящие знания освобождают от страха, в первую очередь от страха смерти. Глубокие знания дают нам нечто большее — свободу от страданий и радость жизни.

В жизни появляется смысл. Если душа вечна, то никогда не возникнет вопроса бессмыслицы нашей жизни. Точнее бессмысленно будет тратить жизнь только ради материальных благ. Они важны, но это не самоцель. Перед смертью мы на все посмотрим с другой стороны.

Материальные блага нужны для того, что бы человек меньше думал о хлебе насущном. Такую свободу следует направить на благие цели и на самоосознание.

И лучше к этому подойти осознанно, чем в неведении и страхе.

Источник страха, есть не понимание своего вечного я

Фундаментальным знанием является: кто мы, кто такой Бог и каковы наши взаимоотношения с ним. Ну, а знание вопроса, в чем разница души и духа, это основа основ. Надеюсь эта статья была Вам полезна. Пишите в комментариях, вступайте в мою группу Вк , будьте свободны и счастливы!

Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.

Вопрос о том, есть ли дух у животных и растений, не разрешён в христианстве

Обычно доморощенные богословы говорят, что у животных есть душа, но будто бы какая-то другая, смертная. «Смертная душа» — та ещё чушь, но, увы, подобные байки быстро разлетаются по интернету.

Православные священники обычно не приравнивают душу животных по значимости со статусом души человека. Это опирается на два аргумента:

В церковной традиции нет служб и молитв, связанных с животными.
В Священном Писании не говорится прямо про дух и душу животного.

Священники спорят, обладают ли животные душой и духом. Есть примеры, когда животные дружили со святыми и обожались в этом общении. Например, лев, друживший со святым Иеронимом. На картине Антонелло да Мессина св. Иероним вытягивает занозу из лапы льва

Аргументы, конечно, так себе. Всякий, кто хоть раз общался с животным, это подтвердит. Но спорить тут можно до бесконечности, однозначного мнения в православии от этого не появится.

Пусть преобладает представление об особой духовной роли человека, за века своей разрушительной деятельности, он доказал, что вряд ли заслужил такой статус. Да и в Библии можно найти утверждение о том, что ни у кого нет исключительности:

«как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»

А в ещё одном месте написано, что животные могут взывать к Богу:

«Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни»

1 глава книги Екклесиаста подтверждает, что душа есть у всех живых существ.

Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» рассуждает:

«Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Преподобный Иустин Сербский верил, что вся природа достигнет божественного преображения:

«Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Так что здесь нет однозначного мнения, зато церковь убеждена, что человек обязан заботиться обо всех живых тварях и вести благочестивую жизнь во благо своё и всего мира.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector