0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему христиане называют Бога Троицей

Почему христиане называют Бога Троицей?

Потому что от Самого Бога мы узнали, что Он – один по природе, и при этом Троичен, так как у одной божественной природы есть Три Лица Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Но это не три бога, а один триединый Бог. Любовь делает Отца, Сына и Духа одним целым.

Если мы зажжём три свечи и соединим пламя,то свечи будет три, а пламя одно. Так и божественная природа из Отца изливаясь в Сына и Духа, не разделяется, но все Три Личности пребывают Одна в Другой. Как пламя свечи, зажигая другую свечу, не уменьшается, так и Отец, рождая Сына и испуская Духа, не уменьшился ни в чём.

Бог всегда есть Троица. Не было момента, когда у Отца не существовало Сына или Духа. Любое действие Бога есть действие Троицы. Отец не действует отдельно от Сына или от Святого Духа и наоборот.

Когда, услышав об этом, язычники спросили у святого Патрика, просветителя Ирландии, «как Три могут быть одним?» – тогда святой склонился к земле, сорвал трилистник клевера и сказал: «Разве вы не видите, что это одновременно и один листок, и три листка? Так и в Троице одна природа и три Личности».

А когда другому святому, Кириллу, просветителю славян, задали тот же вопрос мусульмане, он показал на солнце, говоря: «Видите, стоит на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него рождается Сын Божий, как от солнца свет, и как от солнца вместе со светлыми лучами идет тепло, исходит Дух Святой. Всякий различает порознь и круг солнечный, и свет, и тепло, а солнце одно на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Поскольку Бог создал мир, то мы видим в нём примеры, помогающие понять тайну Триединства. Но это всего лишь примеры, а полностью Бога постичь невозможно. Однако, хотя человек не может выпить всё озеро, он может пить воду понемногу, также понемногу человек может узнавать о Боге и вообще о духовном мире.

Источник: Катехизис для детей / Диакон Георгий Максимов. М.: Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014 г. 64 с.

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Детская беседа о Боге — Святой Троице

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайте «Семья и Вера»!

Сегодня мы с Вами побеседуем о Боге, который прославляется в трех Лицах.

«Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом, — пишет Протоиерей Серафим Слободской. — Он всё может сделать, что пожелает.

Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нём, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе.

Что мы знаем о Боге, всё это открыто нам Им Самим.

Бог один, но в трёх Лицах.

Первое Лицо — Бог Отец,

второе Лицо — Бог Сын,

третье Лицо — Бог Дух Святый.

Это не три Бога, а один Бог в трёх Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

Посмотрите-ка на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим глазам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе — единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков и единый Бог.

Все три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо.

Бог — это самая большая Любовь!

Господь нас любит, дорогие дети, и никогда не пожелает нам плохого!

Правда, если мы будем плохо жить, драться, жадничать, не слушать родителей и делать другие плохие поступки, тогда любящий Господь накажет вас той или иной болезнью, или каким-нибудь другим наказанием, чтобы вы исправились и стали добрыми!

Поэтому, дорогие ребята, давайте будем жить дружно, всех любить и ни в коем случае не гневить любящего нас Господа!

о том: Как поговорить с Живым Богом? Детская беседа.

Как объяснить детям Троицу?

Библия дает нам подробную информацию о Боге. Он — Бог Единый в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. То есть, Святая Троица означает, что Бог существует в трех ипостасях. Почему так, не стоит разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть.

Читать еще:  Православие и кредиты: отношение церкви и мнение священников, можно ли брать или нет, ответы на частые и популярные вопросы

В Писании встречается несколько мест, которые показывают все три лица Троицы. Например, крещение. Матфей пишет о крещении Иисуса:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Голос с небес — это голос Отца. Сын принимает крещение, а Святой Дух «сходит, как голубь».

Праздник именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, помогает всем узнавать Бога и совершать только добрые поступки.

Покажите ребенку трилистник клевера – это одновременно один листок и три листка. Так и в Святой Троице — Одна Сущность и Три Личности.

Детям сложно будет понять сущность Троицы, ведь не все взрослые даже ее понимают. Но, напомните, что в церкви на службе священник крестит тоже во имя Троицы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Во имя Троицы крестятся и все христиане.

Постарайтесь сделать так, чтобы подарить детям на праздник только тепло, мир, положительные эмоции и душистый аромат зелени. Также праздник Троицы должен нести ощущения чистоты, молодости, свежести и радости.

Когда Вы рассказываете детям о Троице, не забудьте акцентировать внимание на доброте, милосердии, совести, честности, любви и заботе о ближних, ведь этого так не хватает в сегодняшней жизни…

Материал по ОПК. Детям о Святой Троице

Детям о дне Святой Троицы

Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа на апостолов, является днем рождения Святой Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын по Слову Его создал Церковь через Свое земное воплощение, а Дух Святой царит в ней.

Некоторые считают, что Троица — это один праздник, а Пятидесятница — другой. На самом деле, это — один день, пятидесятый после Пасхи.

Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя — сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для великого дела — проповеди Евангелия (учения Христа) по всему миру.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились. В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу — один из великих иудейских праздников.

Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли, — это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.

Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг. начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Все удивлялись и изумлялись: «Разве эти люди родом не из Галилеи?» Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми. И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали! Тут было чему удивиться.

Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.

Устами простого, неученого рыбака говорил Сам Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.

Так было положено начало Христовой Церкви — образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви!

После Сошествия Святого Духа апостолы стали совершенно другими людьми — они в буквальном смысле переродились. Вспомним тех учеников Господа, которые впали в отчаяние, когда узнали о крестной смерти и погребении своего Учителя; которые долго потом не верили в Его Воскресение, хотя об этом им не раз говорил Сам Иисус Христос. Теперь они были уже совсем иными — людьми крепкой веры, неутомимыми проповедниками Слова Божия.

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешек, побоев, издевательств; что их будут заключать в темницы; что каждого из них ждет своя чаша страданий. В этих грядущих испытаниях необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя.

И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих посланников в их святом и великом подвиге — распространении Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и на аренах цирков, апостолы были необыкновенно сильны духом.

Первые христиане жили очень хорошо, благочестиво. Каждый день молились и причащались. Они очень любили друг друга и старались во всем помогать друг другу.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру — число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потому решили разойтись по всему миру. Они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и вскоре разошлись по разным странам. Известно, что Российские земли посетил святой апостол Андрей Первозванный.

Троица – один из самых любимых народом православных праздников. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Белые березы стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из березовых веточек и цветов. Это знак обновления, цветения жизни во Христе.

Зеленый цвет облачений изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

В день Святой Пятидесятницы впервые после Пасхи в церкви поют молитву «Царю Небесный», это молитва Святому Духу.

В день Пятидесятницы Церковь прославляет не только Божественного Учителя, но и всю Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, поэтому праздник и именуют днем Святой Троицы или Троицыным днем.

На Троицу читаются длинные коленопреклоненные молитвы. Начинается сплошная седмица перед Петровым постом.

Следующий за Троицей идет Духов день. Считается, что в этот день вся земля — именинница. Землю не пашут, не тревожат, дают отдохнуть. В Духов день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа — третье лицо Пресвятой Троицы, зажегшего огоньки над головами апостолов.

Дивное благоухание весеннего разнотравья особенно сильно чувствуется в этот день. Как маленькие солнышки, цветут купавки и куриная слепота, светятся рубиновые полянки полевых гвоздичек и моря белых ромашек, шуршат колокольчики и расцветают скромные васильки. Уже распустилась сирень, благоухают белые кружевные вишни и снежные черемухи, розовое море яблонь, золото акации — все цветет, все пронизано солнцем. Днем каждый цветочек навещают ангелы. А ночью соловьи не дают спать. Да и не хочется. И комары не страшны, так хорошо в Духов день быть на природе.

Следующее воскресение после Троицы — День всех святых, а второе воскресение — День русских святых. В этот день постарайся поставить свечку своему святому покровителю, имя которого ты носишь.

Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

Читать еще:  Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник – праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

День Святой Троицы — переходящий праздник. Например В 2018 году он был 27 мая.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих – Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Ход занятия.

Здравствуйте, мои замечательные ребятки! Мир, любовь, добро – мальчикам. Мир, любовь, добро – девочкам. Мир, любовь, добро – всем взрослым. Мир, любовь, добро — всем людям на земле. Садитесь поудобнее. (Показ презентации).

-Ребята, вы любите рассматривать картинки в книжках? Это ведь очень интересное занятие, правда? (Высказывания детей). Кто рисует такие картинки? (Художник). Верно. Художник – иллюстратор. Он сначала читает книжку, а потом рисует то, о чём прочитал. Рисует так, как представляет. И картинки могут рассматривать самые маленькие дети. (Показ слайда). Даже те, которые не умеют читать.

А теперь представьте себе давние — предавние времена. Бедные люди не умели читать, но им хотелось узнать, о чём говорится в Евангелии. А кто мне скажет, что такое Евангелие? Правильно, ребята, Евангелие переводится с греческого как «благая весть». Это священные книги, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. (Показ слайда). Вот тогда решили рисовать для людей, не умеющих читать, картинки. И на картинках изображать всё, о чём говорила «Благая весть»— жизнеописание Иисуса Христа. Вот так появились иконы. Что же такое икона? Икона — в переводе с греческого языка — «образ».

-Чем картина отличается от иконы? Икона – это изображение Бога, Богоматери, святых, священных событий. Икона обычно пишется по строгим канонам – правилам (Показ слайда). Картина же – изображение предметов, людей, событий, которое изобразил художник так, как он себе это представляет (Показ слайда).

Иконы занимают важное место в жизни православного человека. Иконы- это святыни. Перед ними молятся в храме и дома, ими благословляют на брак, защиту Отечества, учёбу и важные дела, их берут с собой в дорогу. (Показ слайда). Когда смотришь на икону, она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека, ты чувствуешь его необычность, и сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны. К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие. Икона — это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного.

Есть художники, чьи имена известны всему миру и чьи творения стали достоянием всего человечества. Эти люди обрели бессмертие и своим искусством сделали этот мир богаче. Для них не существуют время и пространство, ибо созданное ими не перестаёт восхищать людей всех эпох и национальностей. Сегодня мы с вами будем говорить об иконе Живоначальная Троица». (Показ иконы).

Эта икона написана русским святым, монахом-иконописцем Руси Андреем Рублевым. (Показ слайда). Что это за человек, почему он величайший иконописец? Смысл искусства состоял для него в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своем искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Эта икона, самое знаменитое из его произведений и является одной из самых прославленных русских икон. (Показ слайда). Андрей Рублев взял краски для своей иконы из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев, пыталось повторить чудный образ! Несомненно, «Живоначальная Троица» Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи.

Это прославленная русская икона, была создана в крайне тяжёлое для Руси время. Русь всё еще оставалась раздробленной, её раздирали междоусобицы, разоряли набеги татар. (Показ слайда). В ту пору вся надежда была на Господа Бога — она же и спасла наших предков от владычества монголов, татар. Были разбиты мамаевы полчища на Куликовом поле, возрождался русский народ и его культура. (Показ слайда).

Икона «Троица» была написана Рублевым в похвалу святому Сергию Радонежскому. Кто такой Сергий Радонежский? (Высказывания детей).

Правильно, Сергий Радонежский — молитвенник, заступник земли русской, настоятель Троицкой обители. (Показ слайда). Сергий Радонежский и Андрей Рублев желали Руси единения. Вот в чём главный смысл иконы. (Показ слайда). Чтобы вам было понятно это, попробуем почувствовать это на себе. Настройтесь, сядьте удобнее. Я думаю, вы помните басню о том, как старик призвал к себе трех сыновей, которые не хотели жить в мире и согласии. (Показ слайда). И предложил им сломать весь веник. Сыновья не смогли этого сделать. Тогда отец дал им по одному прутику и предложил сломать их. Сыновья выполнили эту просьбу.После этого отец сказал им: «Так то и вы, если в согласии жить будете, никто вас неодолеет, а если будете ссориться, да все врозь — вас всякий легко погубит». Так и вы сейчас, сидя по одному — как прутики. А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте плечо сидящего рядом, его силу. Мы объединились, стали одним целом. Единение — это та самая мысль, которая руководила святым Сергием, когда он поставил храм во имя Святой Троицы в глухой лесной чаще, где выли дикие звери. (Показ слайда). Он молился, чтобы этот, разделённый ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Свете Живоначальной Троицы. А преподобный Андрей Рублёв гениально явил в красках эту изумительную молитву, выражавшую и печаль, и надежду святого Сергия о России.

Читать еще:  Почему женщины покрывают голову в храме и как правильно выбрать платочек в церковь

Давайте обратимся к иконе. Рассмотрим изображение иконы «Живоначальная Троица». (Показ слайда).

— Кого мы видим на иконе? (Трёх ангелов сидящих за столом). Рассказ сопровождаю показом лазерной указкой.

-Ребята, а кто такие ангелы? (Ангел – слово греческое, значит посланник, вестник).

Икона навеяна библейским сюжетом. Жили на свете муж и жена, Авраам и Сара.Был дан им знак от Бога: иметь большое потомство. Но прошли годы, состарились они, а детей все не было. И вот однажды Триединый Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух, явился в их дом в образе трех путников. Гостеприимно встретил их Авраам, посадил за стол в тени дубравы, велел заколоть тельца. Спустя некоторое время дал Бог Аврааму и Саре долгожданного сына. (Показ слайда). Святое Писание говорит о посещении странников-Ангелов, как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трёх странников, а умом увидел в них единого Бога.

— Посмотрите, какие у них прекрасные задумчивые лица. На первый взгляд ангелы очень похожи, но если посмотреть чуть внимательнее, то станет видно, что они разные, даже по возрасту. Самый старший и печальный – левый от нас ангел это Бог- Отец, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Он передает Сыну святую чашу. Помоложе его и самый решительный – центральный ангел — Иисус Христос, ибо рука Его ближе к чаше, означающей искупительную жертву. Самый юный и задумчивый – правый ангел — святой Дух. На иконе изображены три ангела, которые олицетворяют триединое начало Бога. Это Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец – Творец всего существующего в мире,

Бог Сын – Иисус Христос

Бог – Дух Святой – наполняющий всё жизненной силой.

Лица Святой Троицы нераздельны и едины!

В полном молчании расположились на невысоких седалищах три ангела. Их головы слегка склонены, и взгляды устремлены вдаль. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трёх ангельский образ: лики, одежды, крылья. Посмотрите, крылья ангелов соприкасаются друг с другом. Но при всей схожести каждый ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды.

Средний ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). Синий – цвет неба, красный – земли. На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Спасителя.

Светло-лиловый цвет одежд левого ангела свидетельствует о царственном достоинстве. Все это указывает на первое лицо Святой Троицы Бога Отца.

Ангел с правой стороны имеет синий хитон (нижняя одежда) и зеленый гиматий (верхняя одежда). Это ипостась (лицо) Святого Духа, именуемого животворящим. Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни.

-Чем заняты три крылатых юноши? (Высказывания детей).Готовятся ли вкусить пишу или все они просто задумались, уносясь в мир мечты, или ведут беседу. Один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову. Не о нас ли этот совет, не о судьбе ли мира? Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

— На что указывают ангелы? Как вы думаете, где здесь центр композиции? (Композиционным центром иконы является чаша с головой тельца — прообраз крёстной жертвы).

-Что значит чаша на столе? Чаша с головой тельца на столе — символ искупительной жертвы, на которую Бог — Отец посылает сына Иисуса Христа, во имя спасения людей. Чаша — чаша знаний, чаша страданий, терпения, жертвенная чаша.

Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передаёт чашу центральному ангелу, который также благословляет её и принимает, наклоном головы выражая своёсогласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39). Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

— Как вы думаете, ребята, что в иконе говорит о царственности и святости ангелов? (Нимб — символ святости. Жезлы в руках и трон, на которых они восседают — признаки царской власти над всем земным).

— Теперь обратите внимание на то, что окружает ангелов? Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора. Икона пишется языком символов, и каждая деталь имеет особый смысл. Шатер скотовода становится образом строительства мира — Божие домостроительство. Дерево превратилось у Рублева в древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни, стало указанием на живоначальность Троицы. А гора воплощает святость Троицы, символ духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие Духа Святого. При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех ангелов. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства, древо — за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь, гора — за спиной третьего ангела (Дух Святой).

Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей Рублёв дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божьего общения. За трапезой сидят три ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне. Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия. Представте себя, сидящими с ангелами, что вы чувствуете? (Высказывания детей).

Глядя на икону,верующий человек вспоминает слова Спасителя: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11). Этот призыв к единению, запечатленный на иконе, был близок сердцам русских людей. И, глядя на образ, люди понимали, почему Троица называется Живоначальной. Они чувствовали на своём опыте, что именно единство в любви есть жизнь и начало жизни. А вражда, раздоры и разделения, напротив, губят, разрушают и приводят к смерти. Потому-то икона Троицы и стала символом русского духа. Так гениальный живописец русской древности, Андрей Рублёв, нераздельно слил в своём искусстве земное преходящее и вечное небесное в мелодии бесконечной жизни.

Сейчас икона хранится в здании государственной Третьяковской галереи, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура и который защищает икону от внешних воздействий. (показ слайда). Ее много раз обновляли, поэтому сейчас она находится в сравнительно хорошем состоянии. С ней связано множество удивительных исцелений, которые можно назвать чудом. Главное ее чудо — это скрепление народа прочными нитями веры, которые помогали соединить всех людей в борьбе за независимость, добро и светлое будущее.

Перед иконой Святой Троицы

И вот я в Третьяковке снова,

Смотрю на «Троицу»Рублева:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector