0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Кремация

Кре­ма­ция – осо­бая тема. Сей­час в обще­стве актив­но обсуж­да­ет­ся этот, нетра­ди­ци­он­ный для пра­во­сла­вия, обы­чай сжи­гать (кре­ми­ро­вать) тела умер­ших. Вокруг него тоже мно­же­ство домыс­лов и суеверий.

Этот новый для Рос­сии обы­чай, кото­рый ста­но­вит­ся попу­ля­рен из-за отно­си­тель­ной деше­виз­ны, при­шел к нам с язы­че­ско­го Восто­ка. Восточ­ные рели­ги­оз­ные уче­ния содер­жат в себе идею реин­кар­на­ции (пере­во­пло­ще­ния), соглас­но кото­рой душа мно­го­крат­но при­хо­дит на зем­лю, меняя при этом телес­ные обо­лоч­ки. Поэто­му язы­че­ство видит в теле не храм души, а ее тем­ни­цу. Закон­чен срок пре­бы­ва­ния в оче­ред­ной тюрь­ме – нуж­но сжечь ее и пепел раз­ве­ять по ветру.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь доз­во­ля­ет кре­ма­цию толь­ко при обсто­я­тель­ствах непре­одо­ли­мой силы – отсут­ствии мест на клад­би­щах или край­ней ску­до­сти средств на погре­бе­ние. Все погре­баль­ные молит­вы, вклю­чая отпе­ва­ние, совер­ша­ют­ся над кре­ми­ру­е­мым без изме­не­ний. Перед сожже­ни­ем тела ико­ну или рас­пя­тие нуж­но вынуть из гро­ба, а вен­чик и лист с раз­ре­ши­тель­ной молит­вой оставить.

Сре­ди хри­сти­ан суще­ству­ет боязнь, что сожже­ние неми­ну­е­мо обре­ка­ет усоп­ше­го на адские муки (про­во­дят­ся парал­ле­ли меж­ду огнем кре­ма­то­рия и геен­ной огнен­ной). На сей счет еще во вто­ром веке апо­ло­гет хри­сти­ан­ства Мину­ций Феликс ска­зал: «Мы не боим­ся… ника­ко­го ущер­ба при любом спо­со­бе погре­бе­ния, но при­дер­жи­ва­ем­ся ста­ро­го и луч­ше­го обы­чая пре­да­вать тело зем­ле». В кни­ге мона­ха Мит­ро­фа­на «Как живут наши умер­шие и как будем жить и мы по смер­ти» чита­ем: «Каким бы спо­со­бом ни раз­ру­ша­лось наше тело, но эле­мен­ты его не уни­что­жа­ют­ся; и для все­мо­гу­ще­ства Божия из суще­ству­ю­щих эле­мен­тов воз­мож­но вос­кре­сить тело, будет ли оно сожже­но или съе­де­но зве­ря­ми. Эле­мен­ты, услы­шав глас Твор­ца, собе­рут­ся для испол­не­ния сво­е­го назна­че­ния соста­вить тело чело­ве­че­ское; собе­рут­ся точ­но таким же обра­зом, как услы­ша­ли глас Сына Божия рыбы и немед­лен­но собра­лись в сети, свя­ты­ми апо­сто­ла­ми по пове­ле­нию Иису­са Хри­ста в море опу­щен­ные. Сие есть вели­кая тайна».

Сле­ду­ет заме­тить при этом, что кре­ма­ция, с точ­ки зре­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви, – дей­ствие не нази­да­тель­ное; оно все­ля­ет в душу, ско­рее, отча­я­ние, неже­ли надеж­ду на вос­кре­се­ние. Посмерт­ная же участь каж­до­го усоп­ше­го нахо­дит­ся в руках Божи­их и не зави­сит от спо­со­ба погребения.

СУЕВЕРИЯ У ХРИСТИАН. Беседа об опасностях подмены и утраты духа Православия

И уразумеете истину, и истина свободит вы.
Ин. 8, 32

– Отец Неофит, расскажите, пожалуйста, что такое суеверия. Чем они отличаются от истинной веры, в чем выражаются? Почему Православная Церковь относится к ним отрицательно?

– Этимологически понятие «суеверие» происходит от словосочетания «суетная вера». Вспомним, что говорил Царь Соломон о происходящем в мире: Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! (Еккл. 1, 14). Таким образом, суеверия, имея происхождение земное, претендуют на роль явлений небесных. Т. е. подверженный им человек начинает придавать вещам земным, как правило, совершенно незначительным, важность неких «знаков свыше» и руководствоваться ими в своей жизни.

Конечно, такое понимание событий идет вразрез с Христианством. Христианин все свое упование возлагает на Бога и верует, что даже волос с его головы не упадет без воли Отца Небесного. Соответственно, никакие «знаки» не могут эту волю изменить или помешать ей исполниться. Поэтому Церковь отвергает суеверия – они подменяют собой живую веру в благой Промысл любящего нас Бога.

– А как, из-за чего суеверия возникают и почему распространяются среди людей? К каким последствиям приводит увлечение ими?

– Честно говоря, механизм рождения суеверий для меня загадочен. Ну, например, как можно связать появление на своем пути обычного домашнего животного черного окраса с начинающимися в жизни проблемами и неприятностями? Однако такое суеверие существует, что отразилось даже в песенном творчестве. Но как оно возникло – непонятно.

Другое дело – почему возникают суеверия. Думается, их причина – в изначальном отсутствии или утрате живой связи с Богом и Церковью, нежелании нести ответственность за свои поступки и грехи и терпеть спасительные для нас, грешных, скорби. Т. е. последствия своих греховных дел человек списывает на якобы сбывшиеся суеверия. Это один аспект.

Другой заключается в том, что Бог сотворил человека существом, призванным к вере и ищущим ее (вспомним утверждение Тертуллиана, что «душа – по природе христианка»). Но сам человек, не имея или, как часто бывает, не принимая истинной веры, уклоняется в веру суетную. Всякая же вера стремится к распространению, и поэтому суеверный человек делится своими понятиями с другими – так рождаются устойчивые предрассудки.

Последствия же сего бывают самые печальные, поскольку люди, отказываясь от помощи Божией, ввергают себя в мятущиеся волны страстей, от чего нас предостерегает апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Но если венец подвига истинно верующих – Жизнь Вечная, то конец суеверных – вечная погибель.

– Чем же тогда можно объяснить тот факт, что приметы, в которые верит человек, в его жизни порой действительно сбываются? Иногда говоришь ему, что не стоит воспринимать все эти «знаки» всерьез, а он отвечает, что «убедился на опыте»…

– Надо знать и помнить, что мы живем не в духовном вакууме. Невидимый мир населен, и его обитатели – ангелы, как светлые, так и падшие. Первые содействуют нашему спасению, а вторые влекут в погибель. Злые духи знают, что Бог спасает человека посредством истинной Богооткровенной веры, и поэтому всячески стараются насадить и укрепить в людях различные ложные верования. Человеку, склонному к суевериям, бесы и предоставляют «опытные доказательства». Так, например, они внушают убежденность в существовании инопланетян, и людям, верящим в это, иногда даже являются в обличии «зеленых человечков». И такой «контактер» будет думать и утверждать, что он имел «опыт общения с внеземными цивилизациями». Но в реальности это было не что иное, как трагический опыт соприкосновения с бесами. Всякое такого рода воздействие разрушается принятием истинной Православной веры и искренней молитвой к Богу.

– Еще часто суеверия становятся некой традицией. Люди следуют им, как бы не желая нарушать заведенные ранее порядки, оправдываясь тем, что «все так делали и делают». Что можно на это возразить?

– Христос в Евангелии говорит: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Т. е. стадо Божие – на самом деле малое, небольшое; Господь знает, что спасающихся – меньшинство, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14). Поэтому аргумент, что «все так делают», работает против того, кто на него ссылается. Да, все так делают – и все идут в ад. Ты тоже хочешь с ними туда, где будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13, 28)?!

– Как можно вразумить суеверного? Как доказать ему ошибочность и пагубность его предубеждений и помочь от них освободиться?

– На мой взгляд, – только Словом Божиим. Помню себя до того момента, пока впервые не прочитал Евангелие, – я тоже разделял всевозможные ложные мнения и стереотипы. Но Священное Писание, особенно Новый Завет, все расставляет по местам в голове и сердце человека.

– Батюшка, Вы живете в сельской местности и, наверное, часто сталкиваетесь с тем, что наш простой народ истинную веру смешивает с разными неправыми преданьями и обычаями. Что Вы думаете о причинах и способах преодоления этой беды? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

– В моем поселке распространен культ предков. Т. е. люди преимущественно уделяют внимание не спасению собственной души и помощи душам усопших, а уходу за могилами, покраске кладбищенских оград, установке надгробий и т. п. Самое большое стечение народа в храме – на родительские субботы. Бытуют многие странные убеждения – например, что нужно обязательно успеть похоронить человека до полудня – как будто у Бога потом уже заканчиваются приемные часы.

Причину этой суеверности я вижу в том, что русские люди сохраняют традиционное христианское отношение к телам усопших, но дальше дело, к сожалению, не идет – из-за помрачения греховного человек не хочет размышлять о смерти, о воздаянии, о Страшном Суде. Ему проще разово исполнить ряд формальностей, приложить какие-то физические труды, материальные затраты и на этом успокоиться, вернувшись в прежнюю жизненную колею – до следующей родительской субботы или очередного отпевания родственника.

Как с этим бороться – я не знаю. Всегда стараюсь на отпеваниях и в поминальные дни говорить проповеди о связи жизни на земле с участью души после смерти. Но пока, судя по всему, слова мои действуют слабо. Видимо, нужно усерднее работать над собой, чтобы самому стяжать память смертную. Тогда, быть может, и речи обретут внутреннюю силу и дойдут до людских

Читать еще:  Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

– Давайте еще рассмотрим некоторые конкретные наиболее распространенные суеверия. В частности – т. н. «сглаз». Что это такое, почему многие в него верят, нужно ли этого опасаться и как-либо защищаться?

– Явление, которое принято называть «сглазом», действительно существует, но надо знать, что природа его – духовная. Происходит это по причине удаления человека от Бога и благодатной жизни, когда он выходит из-под благодатного покрова Творца и становится легкой добычей духов помрачения. Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (Петр. 5, 8), и человек, отступая от Господа, попадает в его цепкие лапы.

Думаю, живущий по вере христианин «сглазу» не подвержен , а вот христианин нерадивый или нехристь – вполне могут пострадать.

Защиту от такого, да и вообще от любого бесовского нападения вижу в исполнении наказа Спасителя: Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36).

– Возвращаясь к предрассудкам, касающимся поминовения усопших, – скажите, пожалуйста, о застольях с употреблением спиртного, в которые, к сожалению, часто превращаются поминальные трапезы.

– Да, ныне, увы, многие полагают, что поминки невозможны без крепких напитков. Но мало кто задумывается, что само название этого обычая – поминок – происходит от слова «поминовение», означающего возношение имени на молитве.

Такое заблуждение, уклонение от настоящей цели поминальных трапез возникло, вероятнее всего, из-за искаженного представления о них. Действительно, в христианской традиции принято кормить людей и совершать иные благодеяния в память о почившем, прося помолиться о его душе. Однако алкоголь на таком обеде не уместен, поскольку выпивший и тем более опьяневший человек не способен к трезвенной молитве. Его поминовение, если он вообще об этом знает и вспомнит, может не умилостивить, а, наоборот, только прогневить Господа.

– А как быть с теми, кто убежден в своей «православности», даже иногда ходит в храм, но при этом имеет превратные понятия о христианских обрядах и святынях? Например, я недавно гостила у бабушки и узнала, что во избежание «порчи» она умывается Крещенской водой над помойным ведром, хотя называет себя «верующей» и даже «безгрешной». Чем и как можно помочь в таких случаях?

– До «безгрешных» людей достучаться трудно, ибо Сам Господь говорит: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). Мнимая праведность, самомнение, происходящее от гордости, ослепляет человека и перекрывает доступ к нему благодати Божией.

Заблудшим можно помочь только любовью – если она у нас есть, осторожно попытаться открыть им глаза на их плачевное духовное состояние, описанное в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

– И последний, самый главный вопрос. Батюшка, Ваше слово о пути к подлинному, глубокому и всеобщему воцерковлению нашего народа. Как мы можем поспособствовать этому процессу и вложить в него свою убогую, приносимую от кающегося и болезнующего сердца лепту?

– Конечно, возрождение России во всех областях жизни возможно только путем покаяния. Это – первый призыв Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

К несчастью, как сказал старец Григорий, игумен обители Дохиар на Святой Горе Афон, «покаяние – это нечто забытое современными православными христианами, оно пылится где-то на полке». И это действительно так, ибо многие патриоты, в том числе и считающие себя верующими, готовы «лоб расшибить» себе и другим, пытаясь что-то изменить в окружающем мире. Но они не хотят начать с себя самих, с переустройства собственной души, забывая предупреждение Господне: Как можешь сказать брату твоему: брат! Дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42). Поэтому и не осуществляются никакие серьезные патриотические проекты, общество топчется на месте или деградирует, и руководители наши слепы, так что на нас сбываются слова: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

Начинать нужно с себя – приступить к стяжательству Святаго Духа. Только тогда вокруг нас, по слову преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Так всегда и бывало на Руси: Александр Невский прежде всех дел возносил молитву, а уже потом выходил на сражения. Преподобный Сергий сначала взывал к Богу, а уже затем мирил князей и благословлял рать. Священномученик Патриарх Гермоген тоже в первую очередь молился и лишь после этого рассылал свои воззвания. Но современные люди хотят спасти Россию сами, своими силами, без Бога, хотя часто и прикрываются Его именем. А нужно начинать каяться, каяться искренне и нелицемерно.

У нас же сегодня жизнь христиан более напоминает протестантскую. Мы живем так, будто думаем, что, приняв Православие и участвуя в Таинствах, автоматически становимся спасенными. Однажды исповедавшись, человек уже не вспоминает о своих тяжких грехах, считая, что Господь теперь просто обязан его спасти. Но во все времена Христианства образ покаяния был иным. Верующие денно и нощно оплакивали свои падения. Они молились – горячо и усердно, – именно молились, а не вычитывали слова в молитвослове. Чаявшие улучить спасение совершали дела милосердия, а ныне даже состоятельные люди охотно пожертвуют на храм и ни копейки не дадут, например, на богадельню. Менее же обезпеченные могут подать нищему, но ни за что не станут участвовать в его дальнейшей судьбе.

Так мы и живем: Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5). Придя в храм, мы годами пребываем в состоянии всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (см.: Там же, 7).

Вот и нужно нам покаяться, нужно, на мой взгляд, по ночам, хотя бы полчаса или час молиться молитвой Иисусовой, вспоминая все свои «подвиги» и прося у Бога прощения, прося покаяния, прося вразумления, прося дарования молитвы. А дни проводить, служа Христу и Божией Матери, Которые являются нам в виде наших ближних, причем невзирая на лица. Тогда и жизнь в стране будет позитивно меняться.

И еще, конечно, необходимо всем православным молиться Царственным Мученикам, принесшим себя в жертву за нас и имеющим особую благодать ходатайствовать перед Богом о России.

Главные суеверия в русском православии, которых не замечают даже православные богословы

Здесь я рассмотрю главные заблуждения, которые распространены в культовой практике не по вине народной безграмотности, а по учению самой духовной элиты церкви, ее спецназа, богословов и духовных авторитетов.

1. Поклонение кресту, наделение его особой силой оберега . О кресте и поклонении ему я уже писал отдельную статью. Поклонение предмету недопустимо в вероучении христианской и тем не менее это присутствует в православии. Наделение его оберегательной силой также противоречит самим православным установкам, что крест не есть амулет. И тем не менее без креста вас не допустят к таинствам церкви.

2. Причащение людей тела и крови Христа строго натощак. Эта практика распространена именно в русском православии. Аргументом стало боязнь осквернения тела бога продуктами в пищеварительной системе. Сразу возникает вопрос, через сколько часов после употреблерия пищи можно принимать сию чудо-таблетку?

3. А да, связанное суеверие с предыдущим : причащаться можно, только после исповеди . Опять же чисто русское суеверие, ибо в других церквах православных это не практикуется. Это два разных таинства. На тайной вечери Иисус не исповедовал никого, и апостолы явно были не натощак.

4. Верить, что без антиминса невозможна евхаристия . Кто не знает, антиминс это плат со вшитой частицей мощей мученика. Право освящать такой плат имеет только архиерей. Считается что без него литургия не должна служиться. А значит и претворения вина и хлеба в кровь и тело бога невозможна. В условии гонений в СССР изза отсутствия антиминса его роль выполняло даже грудь священника. Бред еще тот. Что больше , плат с вшитыми в него костями или сила благодати от самого бога, раскрываемое в самом таинстве? Или думаете бог зависим от этих околооккультных манипуляций?

5. Опять же суеверие, которое объясняет суеверие 2. Вера в мистическую связь чистоты духовной и физической. В принципе это — болезнь всех традиционных религий. Еще ярче это прослеживается в исламе. И это несмотря на то, что Иисус своим примером ее онулировал: ел из грязной посуды, общался с проститутками, неосудил прикоснувшуюся к нему женщину в женской нечистоте. Делал все наоборот во преки иудейским предубеждениям, считавшим, что есть из нечистой посуды грешно, общаться с женщинами в нечистоте — осквернение для мужчины. А физическая немощь, бесплодие и т.д. — признак греха в человеке, покинутости его богом. Таких не допускали в храм, как и нищих. Отсюда ставка Иисуса на всех подобных :

придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас . не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

6. Называть и крестить младенцев по святцам. Практика распространенная в русском православии. Считается, что именно так человек обретает ангела хранителя, которым становится святой имя которого носишь. Но ангелы это отдельные духовные сущности, созданные богом, разве не этому учит библия? Святые отцы даже? И ангел-хранитель дается каждому человеку не зависимо крещен он или нет.

Читать еще:  Как правильно креститься православным христианам?

7 . Считать, что бог никогда не простит самоубийц. Молодцы, за бога уже решили, кого прощать, а кого нет. В итоге это вылилось в безчеловечную практику отказа в молитве пред богом тем, кто больше всего нуждается в ней. О необходимости переосмысления этого вопроса можно прочесть здесь.

8. Верить, что в церкви нужно строить властно-подчиненную иерархию.

Новый завет явно это отрицает .

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так : а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.

Соблюден ли этот принцип в церкви? Поведение иерархов подобно падишахам, упивающимся славой и властью. Наместники бога наземле. Про женские моностыри и поведение игумений вообще молчу.

9. Вера в то , что православие ближе всего к истине. Учитывая эти предрассудки начинаешь сомневаться в этом. Есть другие суеверия о них буду писать позже. О некоторых, например, о дресс-коде уже написал.

Ответы священника по темам:

  • Новые
  • Вопросы веры
  • Священное Писание
  • Молитва
  • Требы
  • Суеверия
  • Таинства Церкви
  • Семья
  • Дети
  • Молодежь
  • Промысл Божий
  • Апокалипсис. Последние времена
  • Церковная жизнь
  • Грех
  • Милосердие
  • При монастыре
  • Реабилитация на подворье
  • Самореализация и труд
  • Взаимоотношения
  • Внутренняя жизнь
  • Монашество
  • Зависимости
  • Здоровье
  • Пост
  • Православные традиции
  • Отзывы
  • Критика
  • Разное

Здравствуйте, я беременна и хочу поехать к мужу на дачу на три дня. Но напротив, сразу через дорожку, кладбище. Все говорят, что это может быть опасно для нерожденного ребенка, так как он не крещен и у него еще нет Ангела Хранителя. Стоит верить или нет?

Слушайте, мы вообще живем на кладбище, земля — это кладбище. Братская могила. Я думаю, что на каждом метре земли когда-то были похоронены люди. Не надо быть суеверным. Кладбище — это такое место, где люди отдыхают, пока ждут своей участи. Кладбище, на мой взгляд, это самое хорошее место на земле. Оно настраивает человека на вечность. На кладбище всегда тихо, что-то такое хорошее в душе происходит. Так что при чем тут ребенок? Нет Ангела Хранителя? Святые вас окружают, Господь рядом с вами. А люди суеверные будут бояться всего: и кладбищ будут бояться, и кошек будут бояться. Своей тени будут бояться. Поезжайте спокойно и постарайтесь побыстрей крестить вашего ребенка, когда он родится. Вот и все, что я могу вам сказать.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно дочери расписываться в год смерти отца?

Почему же не расписаться? Отец любит свою дочку. Даже уйдя в тот другой мир, вечность, он будет рад, если дочка создаст семью и будет любить своего мужа. Наверное, если отец был благочестивый и верующий человек, он молится за свою дочку и будет молиться за вашу семью. Так что здесь нет никаких препятствий.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте! Ходила в церковь 19 июня на большую родительскую. Когда ставила свечу на подсвечник, она стояла, но потом упала не на пол, а из углубления для свечи. Я в растерянности не поняла, моя ли это свеча. Что это может значить?

Вы поставили свечу за ваших близких, за людей, которых вы любите, помните, которым хотите помочь. Ну упала свеча, и что? Бывает, воск еще не застыл, или нагрелась, или еще что-то. Какая разница, в какую сторону она полетела? Та свеча упала или другая — что это меняет? Вы сделали свое дело, проявили любовь к своим ближним. Что ж сейчас нам все зачеркивать? И мы будем страшиться, а почему она полетела, а почему она упала? Понимаете, так дьявол мешает человеку жить в мире и благодати. Поэтому не поддавайтесь никаким суевериям и впредь не придавайте этому никакого значения. Для человека верующего, для верного человека все споспешествует ко благому.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Добрый день, меня зовут Алексей. Посадил я живую вербу на своем участке, но родственники мои говорят, что нельзя, чтобы живая верба росла на участке (мотивация такая, что все в доме будет плохо). Я наотрез отказываюсь убирать ее. Я же прав. Вербочка символизирует Вербное воскресенье, встречу Иисуса Христа в Иерусалиме.

Лешенька, конечно, прекрасное дерево. Прекрасное. Не надо слушать ваших родных. Вам по сердцу то, что на вашей земле растет верба. И действительно она напоминает нам о Вербном воскресении. Просто это какое-то суеверие. Но мы же с вами верующие люди, и поэтому не придаем этим словам никакого значения.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. У ребенка (6 лет) постоянно рвутся цепочки. Покупали обычные церковные шнурочки с крестиком, и плотные шнурки, и серебряные цепочки — все рвется. Пришла мысль, что это намек на то, чтобы одеть уже золотую цепочку с крестиком, в котором крестили. Раньше не одевали, так как крестик довольно большой. Сын поносил 2 месяца, и вот сегодня и эта цепочка порвалась. И это уже 8-й раз. Ребенок бережно относится к крестику, он у него постоянно спрятан под одеждой. Уже прямо расстроилась. Есть ли этому причина или это только совпадение?

Наташенька, не будем суеверными. Цепочки, к сожалению, рвутся. Я бы вам предложил веревочку покрепче, чтобы вы завязали ее крепко на шее вашего ребенка. И, я думаю, крестик будет на месте, веревочка не порвется. Только не надо придавать этому какое-то мистическое значение и бояться, что что-то может случиться. Это уже на грани суеверия. Мы знаем, что все в руках Божиих. Если ваш ребенок бережно относится к крестику, если вы его учите молиться, причащаете его, то ничто и никто не может помешать ему в его развитии.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. У меня дома разбилось зеркало. Оно настенное, большое, не открепить. Можно ли его чем-нибудь закрыть? Или еще есть какие-нибудь методы?

Если бы вы были немножко художницей, то вы могли бы это зеркало обыграть, чтобы оно стало декоративным, например разукрасить трещины золотой краской. Это было бы красиво. Но если у вас суеверие — не смотреться в разбитое зеркало, то это грех, и в нем надо покаяться. Какая разница, целое зеркало или разбитое? Вы хотите у него спрашивать, кто на свете всех краше, умнее, духовнее? Я думаю, ничего страшного, что оно с трещиной. Сделайте красиво, и все будут восхищаться, какое необычное зеркало у вас. Есть еще одно суеверие: когда умирает кто-то, люди завешивают зеркала. К сожалению, не имея веры в Бога, невоцерковленные люди имеют огромное количество суеверий, которыми живут. И это печально.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, сколько стоит держать накрытыми зеркала в доме усопшего? Спасибо.

Вообще не надо закрывать зеркала — это суеверие, которое не имеет никакого духовного смысла. Часы останавливают, зеркала завешивают… А нужна только молитва. Когда умер человек, нужно читать Псалтирь, нужно этого человека везти в храм, совершать отпевание и стараться, особенно в первое время, регулярно поминать его, совершать за него моления.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. У знакомой умерла мать накануне Нового года. Кто-то подарил ей теплые носки, которые она так и не успела надеть, они так и остались лежать в подарочной упаковке. Дочь умершей отдала эти носки моей подруге, но она не хочет их носить — боится. Подруга отдала эти носки мне, чтобы я передала их своей матери (они с умершей не знали друг друга). Стоит ли мне отдать их моей маме? Если нет, то как поступить с подарком покойной?

Если маме подойдут эти носки, пускай она на здоровье их носит. Ведь их ни разу не надевали. Кто-то делал с любовью. Я думаю, что никаких проблем здесь нет и быть не может. Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть (Иак. 1, 17).

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Шел на похоронах своего родственника перед гробом с венком. Говорят, нельзя. Так ли это?

Почему нельзя? Кто это говорит? Когда хоронят, люди приносят цветы, венки в знак уважения к почившему. Когда выносят гроб, венки несут перед гробом. Что тут противозаконного и греховного? Я думаю, что это просто «люди говорят». Люди вообще, много о чем говорят.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна. У меня к вам такой вопрос. Я нашла на пороге своей квартиры иконку. Есть подозрение, что кто-то мог с плохими мыслями подкинуть ее. Как мне теперь поступить, уберечь свою семью? С уважением, Татьяна.

Танечка, не будьте суеверны. Иконка — это святыня, и никогда икона не может принести что-то плохое. Поставьте ее туда, где ваш святой уголок, где вы молитесь. И не впускайте в себя подозрительность. Может, Господь послал вам эту икону для того, чтобы вы больше молились. Обратитесь к тому, чья это икона — к Божией Матери, к святому, к Спасителю. То есть это не злые люди подложили, а Господь через людей напоминает о том, чтобы вы не забывали совершать свое правило, чтобы больше молились и больше уделяли времени своей духовной жизни.

Читать еще:  Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

Суеверия в церкви: во что не надо верить

Христианская вера и суеверия совершенно противоположные друг другу понятия. Верующий христианин не обращает внимания на черных кошек, женщин с пустыми ведрами, не боится передать вещь через порог и не стучит по дереву. Но натура человеческая неисправима: даже в церквях обитают суеверия. Мы предлагаем вашему вниманию подборку забавных примет, в которые православному человеку верить не стоит.

Свобода, провозглашенная и дарованная человеку христианством, не каждому оказывается по плечу. Сколько ни учит Библия, что нехорошо христианину веровать во всякие суеверные глупости, сколько ни объясняет, что верующему подобает уповать лишь на волю Божью — натура человеческая не меняется. И суеверия живут и процветают — даже в храмах. Кому не приходилось слышать от чрезмерно «воцерковленных» прихожан и прихожанок, что свечку-де нельзя ставить и передавать левой рукой и нельзя ходить между подсвечником и иконой — «а то боженька обидится».

Что такое суеверие? Не более, чем попытка «зафиксировать» и подчинить себе некий невидимый «духовный» закон, найти прямую и однозначную связь между тем, что происходит сейчас, и будущим. Ведь коли связь найдена — следовательно, можно управлять и контролировать то, что случится в грядущем. Уповать на непостижимую и необъяснимую волю Божью куда сложнее. Проще уж точно знать, что встретить черную кошку — к несчастью, а просыпать соль — к ссоре. То-то хорошо: вроде как не ты виноват, что невежливо поговорил с родным человеком, а просто судьба такая: соль просыпалась. Или зеркало разбилось.

Но считать себя христианином при этом все-таки хочется. Вот и рождаются странные суеверия, слегка «облагороженные» христианским и церковным колоритом и из-за этого имеющие «благочестивый» вид. Так во что же зачастую веруют наши братья и сестры? Попробуем привести примеры, прокомментировать и заодно попытаться понять: откуда растут ноги у «церковных суеверий».

В православном храме очень сильная энергетика и поэтому женщине обязательно надо быть в платке, иначе передоз может случиться. Мужики-то народ сильный — справятся, а вот женщине лучше предохраниться. — вот так пытаются люди, не читавшие Священное писание, «объяснить» покрытые женские головы. Странно, что не предлагают сразу свинцовыми ковриками укрыться. А ведь на самом деле о платках для женщин писал апостол Павел, уточняя при этом, что покрывать головы должны не все, а только замужние дамы. Платок имеет непосредственное отношение к взаимоотношениям внутри семьи:

«Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов», — писал апостол Павел в первом послании к Коринфянам, совершенно не представляя, что спустя несколько тысяч лет его слова «перетолмачат» на «энергетический новояз».

Но «передоз энергетики» — еще не худшее, что может случиться с женщиной в храме. Опасность подстерегает практически всюду! Например, девочек женщине крестить плохо, женское счастье они отнимают у крестной своей.

Это суеверие весьма сомнительно даже на фоне своих «собратьев». Дело в том, что, по правилам, у девочки обязательно должна быть мама-крестная, как у мальчика — отец-крестный.

Впрочем, женщины за свои обиды могут и «отплатить». Если женщина на мужчину в церкви глянет — у него детей не будет, — гласит другое суеверие. Разумеется, некоторые женщины так глянут, что ничего не будет — ни детей, ни счета в банке, ни машины, ни квартиры. Но не все же! И как можно верить в это суеверие, учитывая, сколько детей у православных отцов, исправно ходящих в церковь — странно даже представить.

Поверья предоставляют множество простых и легких способов избавиться от грехов, чтобы не идти трудным и длинным путем покаяния и настоящего внутреннего перерождения.Полезно тереть нательный крестик, так грехи стираются, — учит нас «народная мудрость». Полезно тереть лампу Аладдина, из нее, говорят, джинн вылезти может, а тереть крестик — совершенно бессмысленное занятие: только мозоль на пальце натрешь.

Читайте также: Пятница, 13-е: от Христа до наших дней

Убьешь паука — простится 40 грехов, — за что-то не любит не любит несчастное членистоногое другое суеверие. А можно еще мух в доме поубивать: бедный паук сам умрет от голода, и грехи все равно будут списаны. Не хотите убивать насекомых? Для вас есть еще один способ избавиться от сорока страшных прегрешений: помыть в доме полы после покойника. Не в том смысле, конечно, что беспокойный мертвец вылез из могилы и натоптал в прихожей. Следует всего лишь убраться после вынесенного гроба. Дело, безусловно, полезное, но к прощению и оставлению грехов отношения все-таки не имеет.

С похоронами вообще связано традиционно много суеверий, от жутковатых до очень забавных. И все они преподносятся прямо-таки как благочестивейшая традиция!

Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон на поминках блин этот подсовывают священнику, чтобы он его съел. Если съест — покойнику Царство небесное.Главное — батюшке не рассказывать, что он только что съел, а то и батюшка за тем же столом отдаст Богу душу.

На канун в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться, — требует суеверие. Интересно, а перила к этим лесенкам следует приделывать, чтобы было, по чему скатываться, если на небесах не примут?

О том, чтобы дорогой усопший попал без хлопот в рай, «прицерковные» суеверия заботятся особо. Нельзя хоронить покойника с драгоценностями — они его в рай не пустят. Ну, разве что золотой цепочкой за украшения на райских вратах зацепится.

Касательно одного суеверия рассказывают целую историю. Правящему архиерею провинциальной епархии пришло письмо от прихожан одного храма с жалобой на нового настоятеля. В жалобе ни много ни мало священника обвинили в том, что он не пускает души в рай. Оказывается, предыдущий настоятель придерживался местного обычая: при выносе гроба за церковные ворота ему наливали стакан водки, он его выпивал и со словами «эх, понеслась душа в рай» швырял пустой стакан в закрытые ворота.

Отлично устроился батюшка! Надо думать, что на следующий после похорон день он взывал к прихожанам: люди добрые! Дайте опохмелиться, а то ж душа горит!

С помощью церковных традиций суеверные люди пытаются шантажировать даже… Бога!Чтобы человек потерявшийся нашелся — заказывают поминовений на Литургии за упокой, мотивируя, тем, что если он жив, то Богу будет неудобно, чтобы поминали его за упокой, и Он его нам «выдаст». Нужно ли говорить, что подобное взаимоотношения куда больше приличествуют дикарям и языческим божкам, но никак не христианам со Спасителем.

«Поискал Исуса не ради Исуса, а ради хлеба куса», — неодобрительно говорили в старину о священниках, принявших сан не ради труда во славу Божью, а из-за того, что место больно «хлебное». Но и поныне в храм идут, ища не небесных сокровищ, а земных выгод. Поэтому немудрено, что существуют церковные суеверия, нацеленные на обогащение совсем не духовными дарами…

Чтобы были деньги, надо в красный угол положить старый медный пятак. С этим пятаком надо предварительно обойти вокруг храма 3 раза. Умиляет в этом суеверии то, что речь идет не о нынешней пятикопеечной монетке, на которой изображен святой Георгий Победоносец, а о советском пятаке. Видать, на небесах по СССР такая же ностальгия, как у нынешнего поколения бабушек и дедушек, поэтому деньги современной России там не котируются.

Поведение в храме тоже строго регламентируется всякими суевериями. О запрете передавать свечку левой рукой и проходить между иконой и подсвечником уже было сказано. Но это не все: оказывается, ставя свечу, ни в коем случае нельзя подтапливать ее основание (многие так делают, чтобы свечка стояла устойчивее). Объяснение этому звучит на грани кощунства — Христу ноги жжешь. Но суеверные прихожанки, испуганно хватающие человека со свечкой за рукав, считают, что они очень благочестивы и богобоязненны.

Спиной к алтарю стоять нельзя, Бог отвернется, — пугает еще одно поверье. Действительно, существует благочестивая традиция, согласно которой при открытых Царских вратах нельзя поворачиваться к ним спиной. Ведь именно алтарь, видный при отверзнутых вратах, считается «святая святых» каждого храма. Но нельзя же мнить Бога мстительным и мелочным деспотом, способным отвернуться от человека из-за его, может быть, даже случайной невежливости!

Стоять в храме нужно обязательно пятками вместе, а ноги развести. Если пяточки вместе не сложишь, то никакой благодати не будет. С благодатью у суеверных «христиан» отношения вообще сложные. Согласно другому поверью, ее надо «ловить» (например, когда священник благословляет народ с амвона или обходит храм с кадилом) и прятать в карман, а иначе «Бог не простит».

Диву даешься, сколько диких правил и страшных, непрощаемых грехов придумывают себе люди, лишь бы немного «упорядочить» непонятные отношения с Господом. И искренне веруют в свои выдумки, пугая себя и других, вместо того, чтобы услышать простые и ясные заповеди Христа, Который призывает не убивать пауков и класть блины на лицо покойника, чтобы попасть в Царствие Небесное, а просто искренне веровать, любить и каяться в грехах. В общем, если когда-нибудь зайдя в храм, вы услышите что-нибудь из вышеприведенного списка: знайте — это как раз то, во что православному христианину верить совершенно необязательно.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector