3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиерейская служба: последование, особенности и график

Архиерейская служба: последование, особенности и график

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся. ”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.

Читать еще:  Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.
Читать еще:  Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Облачения архиерея

Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.

Митра

Митра является неотъемлемой частью облачения церковных служителей. В различные времена этот головной убор имел разную символику. Однако чаще всего он символизировал диадему и венец Иисуса Христа. При проведении архиерейской службы на голове священника обязательно должна быть митра.

Омофор

Выделяют две разновидности одеяния, которые могут использовать во время обряда:

  • Великий омофор. Внешне напоминает широкую ленту. На ее поверхности можно заметить несколько крестов. Лента огибает шею и одним концом спускается на спину, а вторым — на грудь.
  • Малый омофор. На ее поверхности тоже изображены кресты. Главное отличие от великого омофора заключается в том, что лента обоими концами опускается на грудь.

Пояс и Епитрахиль

Это одни из основных элементов одеяния, без которых архиерей не сможет проводить службу. Каждый из них имеет символический смысл. Например, пояс символизирует полотенце Христа, которым он подвязывался, когда обмывал ноги своих учеников. Епитрахиль символизирует благодатные дары.

Крест и Панагия

Панагия с крестом считаются высшими знаками власти в православии. Некоторые священнослужители сравнивают их значение с запрестольными образами Богоматери.

Нательный крест является символом жертвенного подвига Иисуса Христа. Панагия символизирует защиту Богородицы, которая помогает верующим людям справиться с бедами и несчастьями.

Поручи

Поручи представляют собой трапециевидные полоски, которые изображены на внешней стороне рукавов одеяния. Края таких полосок обшиты золотистой лентой, которая выделяет их на общем фоне. Они символизируют силу Господа, а также его мудрость, которая передается каждому служителю церкви.

Палица

Палицей называют облачение церковных служителей, которое выполнено в виде платочка в форме ромба. На поверхности палицы могут быть различные изображения, однако чаще всего в ее центре размещается крест. Носится платок с правой стороны, его крепят к омофору.

Подсаккосник

Эту часть облачения надевать не обязательно, однако многие архиереи все равно ее носят. Такое одеяние считается нижним богослужебным облачением, так как его необходимо надевать под саккос.

Саккос

Саккосом называют верхнее одеяние церковных служителей. Главной отличительной особенностью этой одежды считаются ее широкие и удлиненные рукава. Чаще всего окрашивается саккос в черный цвет, однако встречаются и светлые одеяния. Иногда они окрашены в коричневый, серый или темно-синий цвета.

У служителей церкви, которые проводят архиерейскую службу, должен обязательно быть жезл. Он показывает духовную власть епископа над остальным верующим церковным народом. Образ жезла был взять с пастухов, которые управляли овцами при помощи деревянного посоха.

Мантия

В православной вере мантией называют верхнее одеяние, которое носят как простые монахи, так и священнослужители, имеющие церковный сан. Это достаточно длинное одеяние без рукавов. На накидке есть специальная застежка, которая покрывает рясу и подрясник. При проведении богослужений чаще пользуются мантиями с широким шлейфом.

Клобук, кокуль или параман

Распространенным повседневным головным убором монахов считается клобук. Он состоит из кокуля и камилавки. Такой головной убор известен в славянской среде еще с древних времен. Многие архиереи при проведении службы надевают на головку клобук.

Особенности литургии архиерейским чином по старому обряду

Выступление на конференции по старому обряду на 23-х Рождественских чтениях 22 января 2015 г.

Рано или поздно каждый старообрядный, единоверческий приход сталкивается с необходимостью решения вопроса о проведении архиерейской службы. Это либо великое освящение храма или престольный праздник. При подготовке к архиерейской службе возникают большие сложности. Первое, что делаешь — обращаешься в Михайлову Слободу — крупнейший единоверческий приход с просьбой о помощи. На мой взгляд, то что наработано здесь носит несколько общий характер — отсюда опасность эклектики, т.к. архиерейская служба носит соборный характер, в ней участвуют священники в разной степени знакомые с древним чином. Поэтому важно четко прописать все детали и нюансы. Второе, что делаешь — просишь на Рогожском архиерейский чиновник — но там тоже ряд до конца неясных, нерасшифрованных мест. Это признают сами старообрядцы — для них тоже очевидна необходимость более четкой проработки чинопоследования.

Почти 200 лет у старообрядцев, как известно, не было архиерейских служб, потом они долго существовали в условиях гонений, находились в стесненных обстоятельствах — все это не могло не сказаться. Понятно, что кроме текстов была еще преемственная практика, прерыв которой давал о себе знать. Третий источник — наблюдение за тем, как совершаются архиерейские службы у старообрядцев в настоящее время. Конечно, находясь не в алтаре, всего не увидишь. Хорошо тем, у кого есть видеоматериалы архиерейских служб на Рогожском, а если их нет, то остается самое общее впечатление. Например, от служб патриарха Александра в кафедральном Покровском соборе у Павелецкого вокзала. Как-то мне сказали: «Зайдешь после службы на Рогожском к беглопоповцам; зажмуришь глаза, постоишь, послушаешь и убедишься, что служба один к одному, не отличить». На самом деле внимательный глаз обнаружит немало отличий в деталях. В итоге получается следующее: в каждом старообрядном, единоверческом приходе разные вариации архиерейского чина. Ситуация еще усложняется из-за разного отношения архиереев. Кто-то согласится быть с вечера и утром придет на полуношницу, а для кого-то это будет неподъемно. У нас в храме архиереи пока не в каждом случае дотягивают до обеда — ссылаясь на занятость и самочувствие уезжают. На Рогожском митрополит на службу идет рано утром. После входных молитв читается полуношница, потом, если большой праздник, его торжественно облачают. У Павелецкого, древлеправославный патриарх полуношницу молится вместе со всеми, потом выходит из храма и через некоторое время в притворе его встречает все сослужащее духовенство. Затем с крылоса читается поучение, параллельно которому совершаются входные молитвы и читаются приготовительные молитвы у престола. После этого патриарха облачают. Все духовенство в два ряда выстраивается на середине храма, где возвышается патриаршее седалище (один мой знакомый сказал: «У «никониан» я не видел такой трехступенчатой кафедры с позолоченным резным креслом «царского типа» как в старообрядческом храме у Павелецкого вокзала»). Два диакона с кадилами, стоя под амвоном, лицом к патриаршей кафедре возглашают особой погласицей, один: «Господу помолимся», а другой: «Господи помилуй». Иподиаконы берут со столика, стоящего сбоку, очередную деталь патриаршего облачения, держат ее лицом к диаконам, те ее кадят. Затем иподиаконы надевают ее на патриарха. Хор в этот момент поет особые песнопения, в которых раскрывается символическое значение каждой детали облачения. Все сослужащее духовенство на часах стоит вместе с предстоятелем на середине храма. Священник, перед тем как произнести возглас, земно поклонившись патриарху, испрашивает у него благословение. После произнесения возгласа он снова кланяется в землю патриарху, испрашивая прощение. В конце службы часов все духовенство заходит в алтарь и уже выходит из него на третий призыв протодиакона: «Священицы и диякони изыдите!».

У нас входные молитвы с архиереем совершались после начальных поклонов параллельно полунощнице и затем на часах у престола читались приготовительные молитвы перед литургией. Водосвятный молебен, положенный по уставу в престольный праздник, мы совершали до приезда архиерея.

Теперь о самой службе. Во-первых, встреча архиерея на улице. Это очень торжественно происходит в Михайловой Слободе. «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» — возглашает архиерей. — «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. » — вторит хор. Войдя в храм, архиерей одевает патрахиль и поручи, облачается в мантию, осеняет себя крестом и потом священника поднесшего крест (его он держит на плате на главе). После того как на амвоне архиерей положит семипоклонный начал, он произносит возглас одновременно на полунощницу и на входные молитвы (их диакон начинает читать после 50-го псалма). Иконы на входных молитвах целует только архиерей. По их окончании после «аллилуия» архиерей благословляет (одной рукой) на три стороны. Хор один раз поет: «Тон деспотин». Архиерей входит в алтарь. Заключительную молитву «Господи низпосли руку Твою. » он читает у престола. Духовенство архиерей осеняет крестом; после поклонения престолу и чтения «прощения», каждого из священнослужителей он еще и благословляет. Также он благословляет на облачение каждого сослужащего.

Читать еще:  Детям о монашестве: детские лекции и рассказы о монахах и монашеской жизни

За редкими исключениями архиереи облачаются в алтаре. Облачившись архиерей омывает руки. Возглас на часы произносит архиерей; после чтения «Приидите поклонимся» он начинает поминать у жертвенника о здравии и об упокоении, вынимая по одной частице (треугольником) из двух просфор — соответственно из просфоры о здравии и просфоры об упокоении. После «аллилуия» на шестом часе архиерей через Царские врата выходит на средину храма к кафедре. На девятом часе диакон берет у него благословение на кадило и у жертвенника помогает священнику завершить проскомидию. После трисвятого он открывает Царские врата и начинает каждение. После отпуста часов все духовенство после третьего приглашения старшим диаконом: «Священницы и диякони изыдите!» выходят на средину храма. Склонившись в положении ниц слушают «прощение», которое от лица всех читает старший диакон. После возгласа по окончании великой ектеньи в храмах Древлеправославной Патриархии в алтарь идут не несколько пар священников, а только один священник и один диакон — они сменяют первую пару. После того как духовенство воспело «Приидите поклонимся», а хор подхватил «Спаси нас Сыне Божии. », архиерей, поднявшись на амвон, трикирием и дикирием осеняет крылос и народ. Евангелие не сразу, а только только после того, как облобызают его архиерей и все священники, диакон кладет на престол (он стоит с ним полуоборотом слева от Царских врат). Возглашение : «Господи, Господи призри с небесе и виждь. » архиерей возглашает трижды на три стороны (более древняя практика — делать это возглашение после великого входа). В храмах Древлеправославной Патриархии каждый архиерей участвующий в совершении литургии произносит это возглашение в разных местах литургии. Войдя в алтарь, он трижды трикирием осеняет Евангелие, которое поднимают два священника с соответствующими словами (в некоторых чиновниках указано, что Евангелие поднимает диакон). Перед чтением Евангелия архиерей осеняет себя и всех священнослужителей крестом. Евангелие диакон читает на амвоне. После прочтения Евангелия не только архиерей его целует, но и все сослужащие. В пособии по совершению архиерейской службы из Михайловой Слободы сказано, что все возгласы, начиная с заключительного возгласа сугубой ектеньи («Яко Милостив») делает архиерей. На практике, например, в Покровском соборе у Павелецкого, даже на евхаристическом каноне возглашения делают разные священнослужители На Херувимской песне не только архиерей, омочив два перста помазует свои глаза, уши и ноздри, но и все сослужащие. В практике Рогожского в Великом входе участвуют три священника и один диакон. Возглашают «Всех вас да помянет Господь Бог. » только старший священник и диакон. В практике Древлеправославной Патриархии на Великий вход выходят три священника и три диакона и все они попеременно делают это возглашение. Завеса на «Верую» не открывается. Она открывается после «Верую», когда архиерей возглашает: «Благодать Господа нашего Исуса Христа. », «Горе имеем сердца», «Благодарим Господа» — и потом снова закрывается (Царские врата при этом открыты). Последние слова «выклички» диакона «И о всех и за вся» повторяют все иподиаконы, стоя на солее. При подходе для принятия Тела и Крови священники делают земной поклон. Закончив давать крест для лобызания, архиерей разоблачается у кресла в алтаре. Хор при этом протяжно поет «Тон деспотин». После приветственных слов и благодарственных молитв архиерей в длинной мантии выходит из алтаря на амвон и благословляя направо и налево говорит один раз «Да сохранит Господь Бог вся вы». В предшествии свещеносца он проходит к западным дверям; за ним парами идет духовенство. У западного входа архиерей трижды крестится и кланяется и благословляет народ на три стороны с теми же словами: «Да сохранит Господь Бог вся вы». Хор в ответ: «Много лет ти владыко!». Все кланяются. Архиерей сняв мантию направляется на трапезу. На практике у старообрядцев архиерей выходит к западным дверям не в архиерейской мантии, а в полумантии (зимой еще и в верхней одежде). Выходит не через Царские врата, а через южные. Стоя у западных дверей, он делает только три поклона перед выходом и уже не благословляет. Свещеносец на практике тоже с ним не идет.

Резюме: необходимо по благословению Патриарха создать специальную комиссию, которая тщательно изучив все письменные варианты и практические моменты, подготовит издание архиерейского чиновника. Желательно чтобы в нем наряду с литургическими текстами, набранными красным шрифтом, черным шрифтом было бы подробно описаны все практические действия. В конце чиновника должно быть приложение, где будут содержаться примечания об особенностях действий архиереев в РПСЦ и Древлеправославной Патриархии, в Румынии — у тамошних старообрядцев и у единоверцев. Все это позволит настоятелям старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата действовать более уверенно, да и старообрядцам, полагаю, это издание будет небезынтересно.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector